Что будут проверять в рамках СОУТ в 2021 году? Новый список правовых норм!
Если в результате не проведенной спецоценки будет причинен тяжкий вред здоровью работника, работодатель попадает под действие ст. 143 Уголовного кодекса. В этом случае наказание составит от 400 000 рублей в виде штрафа. В наиболее тяжелых случаях, например, при смертельном исходе, встанет вопрос лишения свободы для работодателя на срок от 1 до 5 лет.
Как будут выявляться организации, пренебрегающие требованиями в области охраны труда? Вся информация о проведении СОУТ в обязательном порядке заносится в Государственную систему учета результатов спецоценки (ФГИС СОУТ). При простом сравнении двух баз — ФГИС СОУТ и Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — нарушителей выявят в автоматическом режиме.
Важно! Если с даты регистрации организации или ИП прошло 12 месяцев, а информация о СОУТ не внесена в реестр, на такого работодателя будет наложен штраф. Срок давности привлечения к административной ответственности за отсутствие СОУТ составляет 1 год (ст
4.5 КоАП РФ)
Срок давности привлечения к административной ответственности за отсутствие СОУТ составляет 1 год (ст. 4.5 КоАП РФ).
Обратите внимание! Штраф налагается даже при впервые выявленном нарушении. Ранее обещанная замена штрафа предупреждением (см
разъяснения Минтруда от 16.01.2019) не получила широкой поддержки в судебной практике.
Замена административного штрафа предупреждением предусмотрена ст. 3.4 КоАП РФ для впервые совершивших правонарушение. Однако такое послабление не применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей, к которой приводит нарушение требований в области охраны труда. (см., например, решение Мосгорсуда от 24.01.2018 по делу № 7-0276/2018).
Однако некоторые судьи при наличии достаточных оснований смягчают степень ответственности правонарушителя (решение Пролетарского районного суда г. Саранска по делу № 12-147/2019).
Штрафа за непроведение СОУТ в 2020 году избежать будет сложно.
Все мы знаем, что все компании в обязательном порядке должны были пройти СОУТ до начала 2021 года. Но, к сожалению, далеко не каждая организация в РФ успела пройти спецоценку рабочих мест и в том случае, если к компании наведывалась проверка ГИТ, они получили штрафы за ее отсутствие. Но не во всех организациях была проведена проверка, поэтому и было введено новшество по автоматическому отслеживанию компаний на предмет проведения СОУТ.
Кроме этого предусмотрена и уголовная ответственность, в том случае если из-за отсутствия СОУТ произошел несчастный случай на производстве. Если нарушение было зафиксировано повторно, то штрафы увеличиваются в разы и достигают 200 000 рублей.
Отметим, что при первичных нарушениях наказание выносят инспекторы ГИТ. Но это не единственные уполномоченные лица, кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки. Если выявлено повторное нарушение, то привлекут к ответственности работодателя и его уполномоченных лиц в судебном порядке.
Но по инициативе депутатов перечень ситуаций, когда ее разрешено не организовывать, расширили. Кроме того, чиновники из Министерства труда говорят, что пока не будут наказывать тех, кто не успел все сделать. Специальная оценка условий труда на рабочих местах — процедура, которая, по закону, должна была завершиться не позже И после новогодних праздников во многих компаниях опасаются штрафов, поскольку не все рабочие места подверглись экспертизе.
Спецоценку ввели в 2021 году взамен аттестации. В связи с окончанием переходного периода до Нового года спецоценку должны успеть пройти все рабочие места вне зависимости от должностного уровня сотрудников. Спецоценка нужна, даже если рабочее место находится не в собственном, а в арендованном офисе (согласно Федеральному закону от 28.12.2021 N 426-ФЗ).
31 декабря 2021 года заканчивается период проведения специальной оценки условий труда. Работодателей, которые не успеют до этой даты закончить процедуру СОУТ, могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей. Необходимо еще раз довести эту информацию до учреждений образовательных организаций.
Какая будет специальная оценка условий труда в 2021 году?
Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:
- физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
- биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
- химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
- сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
- функциональная физическая нагрузка на организм и др.
Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% — для опасного.
Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.
Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.
Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).
СОУТ — Специальная оценка условий труда пришла на замену Аттестации рабочих мест в 2014 году. Основной целью СОУТ является выявление опасных и (или) вредных факторов на рабочих местах. Аккредитованными экспертами проводятся инструментальные замеры на рабочих местах и отнесение к классам условий труда (1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс). Каждому классу полагаются свои гарантии и компенсации. К таким компенсациям относится повышение оклада, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя.
Требование об обязательном проведение СОУТ изложено в статье 212 Трудового кодекса РФ.
Работодатель обязан обеспечить:
проведение СОУТ в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Основным законодательным актом по организации и проведении СОУТ является Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее — 426-ФЗ). Который был обновлен в 2020 году. Проведение СОУТ с невыполнением указаний данного ФЗ, приведет к штрафным санкциям со стороны Инспекции труда. Данный документ по большей части описывает действие Работодателя.
Второстепенным законодательным актом является Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда (далее — Приказ 33н). Разработан он для Экспертов и аккредитованных лабораторий проводящий СОУТ в организациях заказчика.
Согласно статье 212 ТК РФ все работодатели обязаны проводить СОУТ на своих рабочих местах, если это не исключено в других законодательных актах. Исключением для не проведения служат:
— Религиозные организации, согласно Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ;— Индивидуальные предприниматели не являющиеся Работодателями (отсутствуют работники с трудовыми договорами);— Самозанятые т.к. они не являются Работодателями.
Специальная оценка условий труда
Проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК РФ). В связи с этим работодателям, ранее не проводившим оценку условий труда на рабочих местах, необходимо провести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н.
Специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ).
На рабочих местах работников, отличных от указанных, специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке.
В соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, безотлагательной специальной оценке условий труда подлежат следующие рабочие места, на которых ранее не проводилась аттестация рабочих мест, либо истек срок действия ее результатов:
- работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
В отношении рабочих мест, не относящихся к вышеуказанным рабочим местам, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ; Письмо Минтруда от 01.06.2018 N 15-4/10/В-4010; Письмо Минтруда России от 20.10.2015 N 15-1/ООГ-5597).
При этом согласно ст. 27 Закона N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления закона в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
Внеплановая специальная оценка условий труда на вновь организованных рабочих местах проводится в течение 12 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ). Этот срок также должен соблюдаться, когда рабочее место перемещается в новое помещение (Письмо Минтруда России от 23.01.2017 N 15-1/ООГ-169).
За непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель (организация или индивидуальный предприниматель) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ (предупреждение или наложение административного штрафа от пяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей). Если после этого аналогичное административное правонарушение будет выявлено повторно, работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (наложение административного штрафа или дисквалификация — для должностных лиц, административное приостановление деятельности — для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).
Получите консультацию эксперта
по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Задать вопрос
Периодичность проведения СОУТ
В каких случаях проводить внеплановую СОУТ
Срок действия СОУТ — 1 раз в 5 лет. Можно проводить чаще, но, если пропустить этот срок, возможно наступление административной ответственности, о которой мы написали выше. Но не всегда спецоценку проводят по плану. Иногда возникают обстоятельства, при которых СОУТ должна быть проведена во внеочередном порядке.
Итак, если ввели новые рабочие места, или изменили технологическое оборудование СОУТ проводят в течение 12 месяцев. Если же заменили применяемое сырье, или о проведении внеплановой СОУТ получено предписание инспектора ГИТ, спецоценка должна быть проведена в течение 6 месяцев. Еще одним основанием является несчастный случай на рабочем месте, произошедший из-за воздействия ВОПФ.
В каком случае можно не проводить внеплановую СОУТ
Если причиной НС является единственно грубая неосторожность пострадавшего, или виновные действия третьих лиц, то проводить СОУТ вне плана не потребуется. Не нужно проводить вне очереди спецоценку, если в организации произошли реорганизационные процессы
Изменение персональных данных индивидуального предпринимателя, или реквизитов юридического лица также не являются основанием для внеочередной оценки. Все это указано во второй части статьи 17 Закона о спецоценке.
Некоторые слишком осторожные специалисты по охране труда настаивают, что при замене мониторов компьютеров должна проводиться внеплановая СОУТ. Это не так. Во время спецоценки не проводят замеры неионизирующего излучения от настольных ПЭВМ, поскольку из классификатора такие исследования исключены. Следовательно, поскольку СОУТ эксперт не идентифицировал ВОПФ, то не проводятся и замеры, поэтому при замене монитора на новый, другого размера, другой марки, не требуется проводить СОУТ вне плана. Составлять по этому поводу решение комиссии также не требуется. Но если офис переехал на другой этаж, или в другое здание, то основание для внеплановых мероприятий присутствует.
Не требуется заново проводить спецоценку и в том случае, если произошло изменение наименования должности работника или структурного подразделения, которые в конечном итоге не привели к основаниям, перечисленным в части 1 статьи 17 закона о спецоценке. Достаточного того, что члены комиссии составят письменное решение, и присоединят его к материалам СОУТ.
Как менялось законодательство о СОУТ до 2021 года
Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.
Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.
Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2021 года
Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2021 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.
Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.
Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:
- на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
- сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.
Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.
Какие факторы исследуются в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022
Статья 13 Закона № 426-ФЗ включает в себя перечень вредных и опасных факторов производства, на которые обращают внимание при проведении специальной оценки труда
Факторы трудового процесса |
|
Факторы производственной среды |
|
В условиях испытательной лаборатории (или центра) изучению подлежат:
- Температура воздуха.
- Биологические факторы.
- Относительная влажность воздуха.
- Напряженность трудового процесса сотрудников.
- Скорость движения воздуха.
- Тяжесть трудового процесса (количество стереотипных рабочих движений, время удержания груза, угол наклона корпуса тела сотрудника и число таких наклонов за смену, масса перемещаемых грузов, мышечное усилие, длина пути перемещения груза).
- Интенсивность и экспозиционная доза инфракрасного излучения.
- Массовая концентрация аэрозолей в воздухе рабочей зоны.
- Напряженность переменного электрического тока промышленной частоты (50 Герц).
- Концентрация вредных химических веществ.
- Напряженность переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц).
- Освещенность рабочей поверхности.
- Напряженность переменного электрического поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона.
- Общая и локальная вибрация.
- Напряженность электростатического поля и постоянного магнитного поля.
- Воздушный ультразвук.
- Интенсивность источников УФ-излучения в диапазоне длин волн 200-400 нанометров.
- Общий уровень звукового давления инфразвука.
- Энергетическая освещенность в диапазонах длин волн УФ-А (=400 — 315 нм), УФ-В (=315 — 280 нм), УФ-С (=280 — 200 нм).
- Уровень звука.
- Энергетическая экспозиция лазерного излучения.
- Радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов сотрудников.
- Мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного изучений.
СОУТ вне плана
Спецоценка может стать внеплановой. Провести процедуру работодатель обязан, если:
- начинают эксплуатироваться вновь созданные рабочие места;
- поступило предписание трудинспекции;
- изменения претерпел техпроцесс, было заменено оборудование;
- произошел переход на другое сырье, материалы;
- изменились используемые СИЗ;
- был несчастный случай (исключая происшествия, в которых виновны третьи лица) либо диагностировано профзаболевание, спровоцированное «вредностью»;
- поступило предложение профсоюзной ячейки (любого другого органа, представляющего интересы сотрудников) о внеочередной СОУТ с подробным обоснованием ее необходимости.
Срок хранения материалов специальной оценки условий труда
Срок составления отчета по СОУТ
Устанавливается приказом работодателя при организации проведения данного мероприятия на этапе формирования комиссии.
Срок хранения материалов СОУТ
Составляет 45 лет, однако если в результате проведения СОУТ будут выявлены вредные или опасные производственные факторы и условия труда будут соответствующим образом классифицированы по вредности и опасности, такие материалы необходимо хранить в течение 75 лет.
Срок действия материалов СОУТ
Материалы по итогам проведения спецоценки являются действующими на весь период установления соответствующего класса опасности или срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Что будет с рынком труда в 2021 году
К первому, оптимальному, классу условий относится большинство профессий, специалисты которых заняты на административных и социальных должностях. Отличительной особенностью таких рабочих условий является то, что воздействие вредных факторов на людей либо отсутствует, либо ничтожно мало. Даже при незначительных усилиях со стороны работодателя устранить любое влияние на самочувствие и работоспособность работников будет нетрудно.
Второй класс определяет круг специалистов, на которых влияние вредных факторов хоть и присутствует, но не носит стойкого характера и не превышает установленных норм. Вред от них, может быть и есть, но восстановление работника возможно в течение часов отдыха между отрезками рабочего времени. Такие условия эксперты относят к классу допустимых.
Действительное и измеримое неблагоприятное влияние на физическое и психологическое состояние работников оказывают условия труда, начиная с третьего класса опасности. Такое воздействие, при проведении оценки условий труда, уже относят к вредному. По степени оно подразделяется еще на четыре подгруппы:
- первая степень требует более длительного отдыха для восстановления сил;
- вторая – может привести к ухудшению здоровья при длительном стаже работы в подобных условиях;
- третья – грозит появлением легких и средней тяжести профессиональных заболеваний в процессе работы;
- четвертая же — может вызвать уже тяжелые или необратимые изменения в связи с выполняемыми трудовыми обязанностями.
Самые опасные профессии отнесены к четвертому классу. Факторы труда, воздействующие на человека, способны не только привести к тяжелой профессиональной болезни, но и угрожать его жизни. Причем, работник вынужден находиться под их влиянием весь рабочий день или большую его часть.
Идентификация вредных и опасных производственных факторов не проводится
Стоит отметить, что законодательством определены случаи, когда этап идентификации не проводится в отношении (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):
- рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости. Такие списки утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и применяются на основании постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665;
- рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Например, статья 92 Трудового кодекса РФ устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени, а статья 117 Трудового кодекса РФ – ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или)опасными условиями труда;
- рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда
Здесь следует акцентировать внимание на том, что с «01» мая 2016 года законодателем введена обязанность работодателя подавать в территориальный орган Министерства труда и социальной защиты РФ по месту своего нахождения декларацию не только соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест, на которые вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, но а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных нами выше (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ)
При этом важно отметить, что на практике большая часть рабочих мест медицинских работников отнесена как раз к пунктам 1 и 2 части 6 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона. Отсюда следует вывод, что большая часть медицинских организаций освобождена от подачи вышеуказанной декларации соответствия условий труда даже и в том случае, если по результатам СОУТ условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми
Отсюда следует вывод, что большая часть медицинских организаций освобождена от подачи вышеуказанной декларации соответствия условий труда даже и в том случае, если по результатам СОУТ условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми.
Важно отметить, что если на «01» мая 2016 года в организации уже существуют рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель обязан подать в территориальный орган Министерства труда и социальной защиты РФ уточненную декларацию. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на выше указанных рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей СОУТ, исходя из перечня вредных и (или) опасных физических и химических производственных факторов, которые указаны в статье 13 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ
Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на выше указанных рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей СОУТ, исходя из перечня вредных и (или) опасных физических и химических производственных факторов, которые указаны в статье 13 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ.
Комиссия по проведению СОУТ имеет право принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и опасных производственных факторов в случае, если проведение таких исследований и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
Как с 2021 года выглядит процедура проведения СОУТ
Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме:
И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.
Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).
Какая будет специальная оценка условий труда в 2021 году?
Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2018. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2020 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.
Но вновь созданным организациям на СОУТ дается 12 месяцев со дня введения в эксплуатацию рабочих мест
И не важно, относится производство к микробизнесу или среднему предпринимательству. Поскольку вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ, на уровне правительства решен давно: наказывать надо всех, кто нарушит требования закона
По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».
Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.
- 22.09.2020 Невидимая и неслышимая «вредность»
Мы их не чувствуем, но они есть: на производстве есть немало вредных факторов, которые не воспринимаются обычными органами чувств. Но это не значит, что они не действуют. Более того, вред, наносимый ими, вполне реален и опасен и так же может повышать риск возникновения профессиональных заболеваний. Поэтому при проведении специальной оценки условий труда они тоже должны учитываться
- 08.09.2020 Инфографика: зачем нужна внеплановая спецоценка?
Работник может не согласиться с результатами проведения плановой специальной оценки условий труда и вправе после этого обратиться в соответствующие органы для проведения внеплановой СОУТ. Рассказываем, в каких случаях проводится внеплановая спецоценка и куда обращаться
- 27.01.2020 Тест на совесть работодателя
Некачественная спецоценка условий труда невыгодна ни работнику, ни работодателю. Однако случаи такой спецоценки все же есть. Почему так происходит и что делать, чтобы этого избежать, нам рассказал региональный эксперт в вопросах СОУТ Денис Семериков, заведующий лабораторией исследования условий труда НИИ охраны труда ФНПР (Екатеринбург). Не так давно он выступал на пленуме комитета областной организации ГМПР
Общий порядок выполнения СОУТ на предприятии остался прежним. Работодатель, которому нужно организовать спецоценку на предприятии, должен обратиться к специализированной организации, внесенной в реестр Минтруда. Самостоятельно проводить эту процедуру он не имеет права.
Основные этапы выполнения оценки включают:
- создание работодателем комиссии по СОУТ для составления списка рабочих мест, подлежащих оценке, и определения аналогичных рабочих позиций;
- выбор исполнителя и заключение с ним договора о выполнении работ;
- передачу исполнителю необходимых документов, характеризующих условия труда работников при выполнении должностных обязанностей;
- проведение исполнителем идентификации наличия вредоносных факторов на конкретных рабочих местах;
- в случае выявления таких факторов – определение интенсивности их воздействия на работников;
- классификация проанализированных рабочих мест и составление отчета по СОУТ;
- утверждение отчета работодателем;
- передача исполнителем данных о результатах СОУТ в федеральную государственную систему учета;
- выполнение работодателем обязательств по итогам СОУТ согласно действующему законодательству, включая информирование работников об условиях труда на их местах, публикацию данных об итогах спецоценки на официальном сайте компании, внедрение дополнительных мер по охране труда и проч.
Основные изменения действующего законодательства в 2020 году коснулись процедуры передачи данных о результатах СОУТ компетентным государственным органам. Они были внесены федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ. Отметим, что, возможно, в течение года этот порядок будет дополнительно изменяться: например, сейчас рассматривается перенос сроков действия сертификатов по СОУТ в 2020 году.