Внеплановые проверки
Поскольку оснований для внеплановых проверок множество, то и проводятся они гораздо чаще. Большинство проверок ФАС, которые инициированы жалобами и обращениями, заканчивается выявлением нарушений.
Внеплановая проверка может проводиться как на территории проверяемого субъекта
, так и без выезда к нему. Срок внеплановой проверки короче — до 5 дней
. В итоге ФАС вынесет предписание, причем оно может последовать как для заказчика, так и для прочих участников закупки.
Что касается предмета внеплановой проверки по 44-ФЗ
, то все начинается с обстоятельств, изложенных в жалобе или обращении. Однако этим дело может не ограничиться. В процессе инспекторы могут выявить иные нарушения, что приведет к расширению предмета проверки. Максимально возможная «зона охвата» — вся закупочная деятельность в пределах 3 последних лет
.
Видеозапись внеплановой проверки ФАС:
Итак, если назначена проверка ФАС, то, вполне вероятно, в результате будут выявлены нарушения. Такова статистика. Естественно, этот факт не вселяет оптимизма. Тем не менее есть шансы «снизить градус» негативных последствий, если к проверке подготовиться.
В первую очередь, нужно уведомить о предстоящей ревизии все службы организации
, которых она может коснуться. Помимо отдела закупок, контрактной службы (управляющего) и так далее, стоит предупредить юридический отдел, бухгалтерию, канцелярию. Эти подразделения также должны быть готовы к тому, что проверяющие из ФАС захотят с ними пообщаться.
Если с документами у инспекторов все в порядке, им следует обеспечить беспрепятственный доступ в помещение, а также указанные в уведомлении условия работы. Запрещено препятствовать проверяющим
— отказывать в предоставлении документов, не идти на контакт и так далее. В то же время не стоит давать им лишнюю информацию и документы. Не нужно пускать их деятельность на самотек, оставлять одних в помещении.
Инспекторы не должны превышать своих полномочий. В этом плане целесообразно обеспечить в процессе проверки присутствие юриста
— он поможет защитить интересы проверяемого лица
Важно следить, чтобы акты и протоколы составлялись проверяющими правильно. Кроме того, специалисты рекомендуют записывать весь ход проверки
Это может помочь в том случае, если впоследствии придется оспаривать ее результаты в суде.
О проверках ФАС по картельным сговорам:
Не все российские граждане понимают, чем занимается антимонопольная служба и какими вопросами она ведает. Информация, изложенная в статье, позволит внести ясность в этот вопрос. Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы определены постановлениями Правительства от 7 апреля 2004 года № 189 и от 30 июля 2004 года № 331, а также законом «О защите конкуренции» и другими документами.
Основной миссией ФАС является эффективная защита конкуренции и предпринимательства ради развития экономики России. Антимонопольный орган в своей деятельности преследует достижение следующих целей:
- Создание положительных условий для развития конкуренции.
- Обеспечение равного доступа на рынок среднего и малого бизнеса.
- Достижение высокого уровня эффективности бюджетных расходов при осуществлении государственных закупок.
- Обеспечение равного доступа к продукции естественных монополий.
- Устранение ограничивающего конкуренцию влияния органов публичной власти на функционирование рынков.
Когда будут проводиться проверки?
В среднем проверка проводится каждые три года. При этом о плановых извещают за три дня, а о том, что состоится выездная, внеплановая, говорят хотя бы за сутки. Причиной последнего мероприятия может послужить целый ряд факторов:
- Наличие информации или материалов, которые поступили из прокуратуры или местного муниципалитета.
- Просьбы от физических, юридических лиц или средств массовой информации.
- Просрочка выполнения предписания о нарушении антимонопольного законодательства.
- Поручение от президента страны или от главы правительства.
- Наличие нарушений сотрудниками антимонопольной организации.
Даже при жалобе от клиентов или покупателей может быть проведена проверка, о которой не всегда оповещают заранее. Поэтому основные документы лучше всегда хранить на месте или иметь их копии.
Даже при жалобе от клиентов или покупателей может быть проведена проверка, о которой не всегда оповещают заранее.
Иные полномочия
Отвечая на вопрос, чем занимает антимонопольная служба, нельзя не упомянуть и о том, что данное ведомство уполномочено также рассматривать обращения и заявления граждан и организаций по вопросам, которые входят в сферу ведения названной организации.
Она вправе проводить проверки соблюдения антимонопольного и другого подконтрольного ведомству законодательства различными организациями, в том числе органами власти различного уровня.
Кроме того, антимонопольная служба каждый год готовит доклад о состоянии конкуренции в стране, а также занимается нормотворческой деятельностью в установленных сферах ведения службы, подготавливает разъяснения о применении законодательства.
ФАС активно развивает международное сотрудничество по вопросам конкурентного правоприменения.
Как мы видим, ведомство обладает широким кругом полномочий и функций, что делает антимонопольную службу мощным и эффективным субъектом обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях современности.
Компанию не всегда заранее предупреждают о проверке ФАС. Госорган вправе посетить компанию внепланово и получить документы без ее согласия.
Антимонопольный орган контролирует компании различными способами. Проверки ФАС подразделяют на плановые и внеплановые, выездные и документарные. Как и другие контролирующие ведомства, ФАС переходит на риск-ориентированный подход при проверках
. Тем не менее, госорган может проверить компанию во внеплановом режиме, если к тому будут основания.
В ходе проверки компании или после нее ФАС вправе затребовать любые документы компании, даже если дела о нарушении антимонопольного законодательства еще нет. Компания сможет обжаловать действия ФАС в судебном порядке, но если сотрудники ведомства потребуют документы, их придется предоставить.
Этапы проверки
Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:
- Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
- Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
- Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
- Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
- Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
- В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.
Проверка длится не более 30 дней.
Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:
- Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
- Необходимо перевести документы;
- Для вынесения решения нужна дополнительная информация.
Как защитить свои интересы при проверке антимонопольного органа
Когда нагрянула проверка, в первую очередь следует обратить внимание на количество проверяющих лиц. Если проверка проводится территориальным органом ФАС (УФАС), проверяющих должно быть не менее двух; если проверка проводится ФАС РФ – не менее трех
Следует попросить проверяющих предъявить их служебное удостоверение, а также приказ или распоряжение о проведении проверки
Обратите внимание на то, что такой документ обязательно должен быть подписан руководителем ФАС или его заместителем
Вы вправе ознакомиться с таким документом и проверить полномочия проверяющих.
Законом установлены требования к содержанию приказа/распоряжения о проведении проверки. В том числе, он должен содержать перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки; цели, задачи и сроки проведения проверки; перечень проводимых мероприятий.
Результат проверки оформляется актом проверки, который Вам обязаны вручить. На основании акта проверки ФАС рассматривает вопрос о привлечении организации (нарушителя) к административной ответственности.
Кого проверяет ФАС? Кто в зоне риска?
Проверка может быть проведена в отношении почти любой организации или ИП.
Ваша компания может заинтересовать ФАС, если Вы регулярно участвуете в закупках, если условия участия в закупках и порядок исполнения контрактов вызывают подозрение. Также ФАС будет контролировать Вашу деятельность по определению цены товара, в том числе поставляемого в торговые сети, в случае отказа заключить договор, если есть признаки монополии деятельности.
Если Вы размещаете рекламу товара и услуг, то Вы также находитесь в зоне риска проверок.
Особое внимание антимонопольные органы уделяют:
- деятельности субъектов естественных монополий;
- участникам исполнения гособоронзаказа;
- предприятиям в сферах производства и продажи лекарственных препаратов и медицинских изделий;
- организациям, предоставляющим транспортные и медицинские услуги, услуги связи, жилищно-коммунального хозяйства, транспортировки нефти и нефтепродуктов.
ФАС также проводит проверки деятельности заказчиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ГОЗ. Основанием для их проведения чаще всего становятся жалобы участников закупок, содержащие сведения о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Комплекс оказываемых юристом услуг будет зависеть от вида проверки. Помните, что к любой проверке вне зависимости от её вида нужно тщательно готовиться.
Как подготовиться к проверке
Чтобы пройти через проверку ФАС без потерь следует хорошо подготовиться.
Предлагаем вашему вниманию список самых необходимых мероприятий:
- Для всех сотрудников (а особенно для руководителей), задействованных в хозяйственной деятельности, проводите регулярные тренинги по основам антимонопольного законодательства.
- Разработайте свою внутреннюю политику компании, диктующую сотрудникам их действия во время проверки. Кто и что должен делать, какие сторонние лица (например, юристы) должны быть срочно проинформированы, какие права есть у проверяемых и проверяющих.
- Проверьте свою готовность к проверке на тренинге-тесте.
- Проведите антимонопольный аудит на предприятии — он поможет заранее выявить и исправить слабые места.
Плановые проверки
Итак, плановые проверки ФАС, как следует из их названия, проводятся на основании заранее утвержденного плана. Его составляют на полгода, утверждают приказом и размещают в ЕИС. Изменения в план вносятся и публикуются в том же порядке.
Перед конкретной процедурой проверки выпускается отдельный приказ о ее проведении
. В таком документе непременно должны быть следующие данные:
- наименование органа, который будет проводить проверку;
- наименование проверяемого субъекта;
- имена и должности специалистов ФАС (не менее 2-х человек), которые вошли в проверочную комиссию;
- что и за какой период будет проверяться;
- сроки проверки (даты начала и окончания).
Не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала проверки,
проверяемая организация должна быть уведомлена об этом. Информация должна быть доведена до субъекта вовремя — это обязан обеспечить антимонопольный орган.
Вместе с уведомлением о проверке
в организацию направляется перечень документов, которые нужно будет предоставить инспекторам, а также условий, необходимых для их работы. В частности, проверяющим может понадобиться место, оргтехника, телефон.
Сам процесс проверки делится на два этапа:
- Рассмотрение документов и информации.
- Проведение заседания инспекции, по итогам которого выносится решение
. В нем содержатся выводы о наличии либо отсутствии правонарушений.
Помимо решения, проверяющие могут выдать:
- протокол об административном нарушении (последует административное дело и );
- предписание об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, орган ФАС по результатам проверки может обратиться с иском в суд, дабы признать отдельные процедуры закупки недействительными.
Как не стать нарушителем
Для прохождения проверок без наказаний надзорных органов компаниям-исполнителям контрактов ГОЗ следует работать строго по закону о ГОЗ.
- Поставщики должны быть осведомлены о том, что вы выполняете ГОЗ.
- Договор о поставках должен быть оформлен по особым требованиям.
- За целевым расходованием средств должен быть строгий контроль.
- Необходимо вести раздельный учет ГОЗ, в который можно включать не все затраты, разрешенные в налоговом и бухгалтерском учетах.
После выполнения контракта ГОЗ исполнитель обязан предоставить отчет. По особым правилам выполняется и банковское сопровождение ГОЗ.
Выполнение требований законодательства обеспечит вашей компании спокойную деятельность по выполнению ГОЗ, принесет планируемую прибыль, укрепит имидж организации.
Рекомендуем
Государственный оборонный заказ 2020: условия контракта по ГОЗ, ценообразование, банковское и казначейское сопровождение, раздельный учёт. Курс в Санкт-Петербурге + Онлайн-трансляция
В ходе курса будут рассмотрены все актуальные изменения в гособоронзаказе 2019-2020 годов: новые правила регулирования и ценообразования, методы определения цены на продукцию по ГОЗ, практика реализации банковского и казначейского сопровождения, а также раздельный учет затрат и результатов ФХД, практические вопросы контроля за соблюдением норм и правил в сфере ГОЗ.
Что может стать причиной для внеплановой проверки
- истечение срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства;
- поступление в ФАС материалов, указывающих на нарушения антимонопольного законодательства;
- поступление сообщений о фактах нарушения антимонопольного законодательства от физических и юридических лиц;
- поручения Президента РФ, Правительства РФ;
- требование прокурора.
Некоторые внеплановые проверки подлежат согласованию ФАС с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя. Так, подлежит согласованию проверка, основанием для проведения которой стало нарушение требований к маркировке товара. Если согласования с прокуратурой не было, результаты проверки можно обжаловать.
По общему правилу о предстоящей проверке юридическое лицо или индивидуального предпринимателя ФАС должна уведомить не позднее чем за 24 часа до её начала. Но из этого правила есть исключения. Например, не требуется уведомление о проведении внеплановой проверки, если основанием для ее проведения является возникновение угрозы (причинение вреда) жизни, здоровью граждан. Также о предстоящей проверке не уведомляют проверяемых лиц в случае, если проводится проверка на предмет выявления ограничивающих конкуренцию соглашений.
Как проходит проверка?
После прихода проверяющих владелец должен обеспечить доступ сотрудникам ко всем помещениям, документам и даже к тем, которые считаются секретными. У всех членов инспекции есть полномочия для ознакомления с ними, но лишь при наличии соответствующего документа. Никакая проверка не может происходить без участия понятых. Если создаются препятствия для проверки, можно заработать штраф или предупреждение.
По истечении проверки составляют специальный акт, в котором фиксируют найденные нарушения или их отсутствие. Далее этот документ направляют в правоохранительные органы или в главное подразделение ФАС. И только после этого можно обжаловать решение в суде, но лишь в том случае, если процесс проходит не в соответствии с нормами. Тогда и результаты не считаются достоверными. Отменить решение может только суд или вышестоящий орган.
Новые правила вступают в силу через 10 дней после опубликования документа, и тогда изменятся правила проверки, права обеих сторон. На это и нужно ориентироваться всем предпринимателям, которые работают в сфере продаж, услуг, рекламы, государственных закупок и на бирже. Наличие знаний защитит ваши права, обеспечит высокую скорость проверки и отсутствие проблем. А значит, со штрафами, приостановлением работы или закрытием предприятия вы не столкнетесь.
Варианты проверок ФАС
Проверки ФАС проводят в плановом варианте или в виде внеплановых. Это зависит от обстоятельств проверки. Правила проведения проверок антимонопольного органа содержит ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ . Независимо от запланированности проверок их подразделяют на выездные и документарные. Документарную проверку проводят по месту нахождения инспекции ФАС, и сотрудники ведомства не осматривают территорию, бумаги и имущество компании.
О плановых проверках со стороны антимонопольного органа компания может узнать на сайте ФАС. Например, посмотреть план проверок на 2017 год . Кроме того, ведомство обязано известить компанию о плановой проверке минимум за три рабочих дня до начала мероприятия (ч. 12 ст. 25.1 закона № 135).
Внеплановые проверки ФАС
Если ФАС собирается провести внеплановую проверку компании, об этом предупреждают за 24 часа до начала (ч. 13 ст. 25.1 закона № 135). Причем о некоторых внеплановых проверках ФАС не вправе извещать в силу закона. Это верно для случаев, когда организацию подозревают в картельном сговоре (ч. 14 ст. 25.1 закона № 135).
Выездные проверки ФАС
ФАС осуществляет выездную проверку по месту нахождения компании. Во время мероприятия сотрудники антимонопольного органа ведут осмотр территории, объектов и документов компании (п. 3.43 м Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции , утв. ).
По общему правилу выездная проверка ФАС обладает второстепенным характером. Она необходима, только если без этого нельзя убедиться в полноте и достоверности бумаг, которые компания передала инспекции. Также выездную проверку организуют, если иначе не удастся оценить, ведет ли организация деятельность в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 3.39 Регламента № 340).
Обычно суды не считают, что при внеплановой ФАС обязана подтвердить ее необходимость (). Но иногда проверяют основания ведомства для проверки такого рода ().
Что проверяет ФАС
Антимонопольной службой не утвержден регламент проведения проверок в сфере контрактных отношений. Однако она руководствуется ранее изданными правовыми актами, к чему обязывает приказ ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14. Порядок проведения плановых проверок (ПП) при размещении заказов отражен в Методических рекомендациях от 25.05.2007 № АЦ/8325.
Проверке подлежит вся информация о закупке, в том числе:
- описание объекта закупки;
- выбор способа определения поставщика;
- установленные требования к участникам;
- требования к составу заявки;
- необоснованный отказ или допуск участников;
- порядок размещения информации в ЕИС;
- нарушение порядка заключения контракта.
Не подлежат контролю результаты оценки заявок, для рассмотрения которых предусмотрен только судебный порядок.
Плановую проверку в отношении каждого субъекта контрольный орган проводит не чаще, чем один раз в 6 месяцев, либо не более 1 раза за период проведения процедуры, если проверяется деятельность спец.организации или комиссии (не единой).
Наши услуги при сопровождении проверки ФАС:
– проведение анализа правомерности запросов антимонопольных органов, разъяснение требований и возможных рисков;
– подготовка ответов на запросы УФАС и ФАС России;
– разработка запросов в ФАС для получения правовой позиции уполномоченного органа;
– проведение аудита деятельности на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства;
– подготовка правовой позиции для защиты интересов при проверке антимонопольным органом;
– консультирование по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства;
– представление интересов и защита Вас в ФАС: при проведении проверки, при рассмотрении материалов административного дела;
– обжалование результатов проверки УФАС и ФАС России в административном порядке или в суде;
– подготовка сообщений об исполнении предписаний ФАС.
Надзор прокуратуры
Аналогичные УФАС контрольные мероприятия осуществляет прокуратура в рамках надзора за исполнением законов. Для проверок исполнения государственного оборонного заказа — 2020 прокуратуре нужно представить документы первичного учета и расходов за любой, запрошенный ею срок. Ведомство может назначить следующие наказания за нарушения:
- предупреждения и протесты;
- административное наказание;
- постановления о возбуждении уголовного дела.
Дополнения в законодательство усиливают строгость надзорных мероприятий прокуратуры по отношению к нарушителям законности.
В 2019 году прокуратура возбудила 502 уголовных дела, раскрыла хищения на 850 млн. руб.
Структура антимонопольной службы России
Названное ведомство с момента основания и по настоящее время возглавляет Структура же антимонопольной службы включает руководителя и одиннадцать его заместителей, включая статс-секретаря, помощников руководителя, а также подразделения по основным сферам деятельности — управления, возглавляемые начальниками. Внутри управлений функционируют отделы.
Федеральная антимонопольная служба включает в себя центральный аппарат и территориальные управления. Центральный аппарат размещается в г. Москве по адресу ул. Садовая-Кудринская, 11.
В регионах Российской Федерации антимонопольное регулирование ФАС осуществляет через территориальные органы, которых на настоящий момент насчитывается 82. Они осуществляют те же полномочия, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов. Также следует отметить, что контроль оборонного заказа осуществляет только шесть территориальных управлений ФАС России.
Стоимость услуг
Консультация юриста антимонопольной практики
от 5 000 руб.
Получить предложение
Подготовка ответа на запрос ФАС по группе лиц
от 15 000 руб.
Получить предложение
Обращение/жалоба в ФАС на действия конкурента
от 32 000 руб.
Получить предложение
Споры о ненадлежащей рекламе в антимонопольной службе
от 40 000 руб.
Получить предложение
Ведение дел об антиконкурентных соглашениях и действиях в антимонопольной службе
от 58 000 руб.
Получить предложение
Позвоните нам по телефону горячей линии 8 (495) 509-41-19
Заполните заявку на бесплатную юридическую консультацию
Напишите электронное письмо на адрес [email protected] с описанием Вашей ситуации
Юристы практики
Овчаров Виталий Сергеевич
Ведущий юрист, Старший Партнер
Нащёкина Мария Михайловна
Ведущий юрист, Партнер
Соловьева Евгения Витальевна
Юрист
Формы проверки: документарные и выездные
Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого лица и заключается в осмотре его офисов, зданий, территорий и предметов. ФАС вправе при выездной проверке получить (изъять) документы, информацию с электронных носителей. В случае истребования оригиналов документов, обязательно составляйте акты приема-передачи.
Документарная проверка осуществляется по месту нахождения ФАС.
В рамках её проведения антимонопольный орган рассматривает имеющиеся у него документы о деятельности проверяемого лица. Также, ФАС может запрашивать любую информацию, которая может быть необходима для обеспечения полноты проверки.
Представители ФАС, в том числе, могут запросить учредительные документы, бухгалтерский баланс; данные о контрагентах и подконтрольных лицах; о лицах, с которыми проверяемое лицо составляет группу лиц.
Как себя вести во время выездной проверки ФАС
Во время самой проверки соблюдайте несколько рекомендаций:
- Проверьте удостоверения проверяющих, совпадают ли они с приказом о проведении плановой проверки или распоряжением о внеплановой. Желательно сделать со всех документов копии или хотя бы переписать основные данные.
- Проверяющих должно быть минимум двое.
- Тщательно проверьте изначально предъявленные документы. В приказе (или распоряжении) должно быть правильно указано название вашей организации, дата составления не должна быть будущим числом, должна совпадать дата начала проверки. Обязательно наличие на приказе подписи руководителя антимонопольного органа или его заместителя и оттиска гербовой печати.
- Помимо руководителя, необходимо оповестить о начале проверки бухгалтерию, юридическое и производственное подразделение.
- Пригласите юристов для защиты своих интересов. Они могут помогать вам проверять документы и обдуманно отвечать на вопросы.
- Содействуйте работе проверяющих, не мешайте им получать необходимые данные, но и не переусердствуйте — не стоит предлагать документов больше, чем было запрошено.
- Не оставляйте проверяющих без присмотра. Организуйте сопровождение каждому сотруднику инспекции.
- Следите за верным составлением актов и протоколов. Требуйте, чтобы любые действия протоколировались, если что-то изымается — обязательно должен быть составлен .
- Оставляйте себе копии передаваемых инспекции документов.
- Записывайте весь ход проверки, даже собственные ответы на вопросы.
(введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ)
1. В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее также — проверяемое лицо). Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 14 — 17.1, 19 — 21 настоящего Федерального закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании настоящего Федерального закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций.