Новый законопроект по неналоговым платежам

Что получили?

Единственным видимым сейчас результатом работы Минфина является предложенный им законопроект о переносе пяти платежей из отраслевых законодательных и подзаконных актов в Налоговый кодекс. Предложений по остальным неналоговым платежам не последовало.

Вряд ли можно говорить о том, что Минфин, проводя ревизию неналоговых платежей, думал о том, как удовлетворить просьбу бизнеса о введении понятных и предсказуемых правил введения новых сборов с бизнеса.

Из пояснительной записки ясно следует, что преследуемая цель одна – повысить собираемость платежей, вносимых в Налоговый кодекс, за счет передачи их администрирования налоговым органам, а также введения более жесткой ответственности за неуплату и механизмов обеспечения уплаты.


Фото: Unsplash

Все это вместе, конечно, ухудшает положение бизнеса. С одной стороны, остается неограниченная возможность введения новых неналоговых платежей, так как какое-то общее регулирование неналоговых платежей пока не предполагается принимать.

С другой стороны, регулирование пяти конкретных ранее неналоговых платежей ужесточается за счет придания им статуса налогов. Для налогоплательщиков это будет означать большую неотвратимость уплаты всех этих «новых» налогов. Так, в полной мере будут применяться все механизмы и рычаги воздействия, имеющиеся сейчас у налоговых органов:

  • возможность списания задолженности по налогам со счетов налогоплательщика без обращения в суд;
  • право блокировать счета налогоплательщика при неуплате налога;
  • дополнительные способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, в том числе начисление пеней;
  • риск уголовной ответственности за неуплату налога.  

Минфин для успокоения бизнеса пока осторожно заявляет, что еще ничего не решено и не принято окончательное решение о переносе пяти неналоговых платежей в Налоговый кодекс, аккуратно указывая на то, что все решит Кремль. Более того, власти используют и точечное успокоение

В частности, появились заявления о том, что введение новых правил уже планируется отложить с 2020 года на 2021, а также предусмотреть освобождение от уголовной ответственности чуть ли не на 10 лет переходного периода. А премьер-министр пообещал, что после завершения «настройки» налоговой системы в течение шести лет никаких изменений не будет

Более того, власти используют и точечное успокоение. В частности, появились заявления о том, что введение новых правил уже планируется отложить с 2020 года на 2021, а также предусмотреть освобождение от уголовной ответственности чуть ли не на 10 лет переходного периода. А премьер-министр пообещал, что после завершения «настройки» налоговой системы в течение шести лет никаких изменений не будет.

Заявление о неизменности налоговой системы после такой частичной «настройки» может оказаться старой ловушкой, через которую мы уже прошли – «налоги не меняются, а про неналоговые платежи никто ничего не обещал». Поэтому текущий итог пока можно констатировать пословицей «за что боролись, на то и напоролись».

О чем представители бизнеса просят правительство

Главы трех бизнес-объединений — Торгово-промышленной палаты (Сергей Катырин), РСПП (Александр Шохин) и «Опоры России» (Александр Калинин) обратились  к Дмитрию Медведеву с письмом, в котором они просят премьера ускорить внесение в Госдуму законопроекта по регулированию неналоговых платежей.

В письме, в частности, отмечено, что правительство не выполнило поручение Владимира Путина внести проект в парламент до 15 декабря 2017 года.

Напомним, что требуемый закон обсуждается властями уже третий год. Последняя редакция проекта была в целом согласована Минфином и Минэкономики, в сентябре 2017 года он был внесен в правительство.

Проект предполагал разнесение платежей на налоговые и неналоговые, содержал процедуры их включения в реестры (если платежа в них нет, он не взимается), определял порядок уплаты и плательщиков.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

У нас к неналоговым платежам относятся, в частности, утилизационный, торговый, экологический сборы. Последняя версия законопроекта предлагала регулировать порядка 50 платежей, в основном установленных на федеральном уровне. Минфин оценивал нагрузку на бизнес от таких сборов в 0,7–0,8% ВВП.

Задержка с принятием закона возникла в том числе из-за появления новой развилки. В феврале на Сочинском форуме Дмитрий Медведев говорил, что регулирование может быть принято в форме отдельного закона либо интегрировано в Налоговый кодекс.

По этому поводу еще будут дискуссии, пообещал премьер. Есть и соответствующее поручение — Минфин и Минэкономики вместе с Экспертным советом при правительстве до 28 февраля должны были представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в НК.

Однако, по мнению бизнеса, «закатать» все неналоговые платежи в кодекс — это крайность. В письме к премьеру главы бизнес-объединений отмечают, что погружение платежей в НК затянет процесс их регулирования, поскольку потребует значительной переработки отраслевого законодательства.

Кроме того, передача администрирования неналоговых платежей Федеральной налоговой службе займет достаточно много времени и повлечет существенные бюджетные расходы, указывают авторы письма.

Представители ФНС уже высказывали свое отношение к передаче службе таких новых полномочий. В феврале в Совете федерации замглавы службы (на тот момент) Наталья Завилова отмечала, что ФНС не поддерживает такое развитие событий.

По ее словам, систематизировать все неналоговые платежи из отраслевых законов по образцу Налогового кодекса невозможно. Гипотетическая передача администрирования неналоговых платежей ФНС могла бы несколько повысить платежную дисциплину бизнеса, но обернулась бы дополнительными бюджетными тратами на увеличение штата службы и потребовала бы существенной перестройки законодательства.

А что юристы?

Примечательно, что в профессиональных и научных кругах вопрос тоже активно обсуждается юристами, и мнения о том, как проблема должна быть решена, расходятся.

Если глубоко не погружаться в теорию, то принятие законопроекта Минфина повлечет забавный и печальный одновременно юридический казус.


Фото: Unsplash

Одной из основ налоговой системы в том виде, в котором она закладывалась ее отцами-основателями 20 лет назад, является правило о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные налоговым кодексом (П. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ).

В прошлом те же самые платежи по системе «Платон» и плата за загрязнение окружающей среды были признаны судами НЕ налогами и, как следствие, законными, несмотря на то, что устанавливались не налоговым кодексом.

Какой в этом случае можно будет сделать вывод? Операции налогоплательщиков налоговые органы и суды разбирают по сути, а не по названию. Зато совсем иные правила государство готово позволить для себя – по сути, прямо показав, что то, как именно государство называет платеж, makes the real difference. Справедливо ли это? Вопрос философский, и поэтому судьба законопроекта весьма и весьма интересна.

Материалы по теме:

Лента новостей

Севастопольский доброволец о наемниках, трофеях и других нюансах боевых действий

Пошедшему ради брата на преступление крымчанину дали «условку»

Жители Севастополя могут «спрятаться» в горах

Как и чем помогут мобилизованным агитбригады СВО

В Севастополе мошенники продают земельные участки быстрее их создания

Взгляд на Восток: стратегический ресурс РФ, о котором забыли

Первые шаги Донбасса в России

Что будет с ценами в магазинах в ближайшее время — стоит ли паниковать

Крымским семьям с детьми добавили денег

Около 5000 севастопольцев получат освобождение от частичной мобилизации

В Китае усмотрели страх в заявлении генсека НАТО про украинский конфликт

Сколько денег дадут федералы на «горячее» детям

В Севастополе за решеткой окажется грабитель-рецидивист «и компания»

В Британии предрекли Украине переход на использование почтовых голубей

Житель Харьковской области: польские наемники стреляли в людей и кидали гранаты

Восьмиклассница зарезала родную 10-летнюю сестру

Цели и порядок систематизации

На сегодня государственные органы практически достигли окончательного этапа по систематизации неналоговых платежей:

  • часть имеющую обязательный характер присоединили к Налоговому Кодексу;
  • основная часть полностью урегулирована законодательством;
  • условия взимания неналоговых платежей должны быть полностью предсказуемы.

Что этапу систематизации предшествовало

Законопроект относительно реализации всех поставленных вопросов был разработан еще в 2017 году, однако из-за ряда недочетов его возвратили на доработку.

Недочеты заключались в следующем:

  • отсутствие четкого определения самого понятия;
  • большой перечень разнообразных платежей, которые невозможно реализовать на практике.

Поэтому было принято решение относительно урегулирования вопроса по систематизации платежей согласно их актуальности и отнесению к НК РФ 6 платежей.

Важно: поэтому в начале весны 2018 года платеж были разделены на 3 группы, две из них вошли в состав НК РФ. Согласно планам, новый законодательный акт относительно неналоговых платежей, так званый кодекс должен заработать с 2020 года, при этом ответственность за неисполнение обязательств будет смягчена на десятилетний период

Согласно планам, новый законодательный акт относительно неналоговых платежей, так званый кодекс должен заработать с 2020 года, при этом ответственность за неисполнение обязательств будет смягчена на десятилетний период.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета.

Последние новости

В сентябре 2018 года была организована экспертная группа во главе с Силуановым – министром финансов по вопросам неналоговых платежей. Кроме этого к работе был привлечен Шохин, а также представители различных организаций.

По мнению Шохина, необходимо проработать количество платежей и сократить их возникновение в упрощенной системе. Как он утверждает количество платежей можно отнести к НК РФ, а в отношении прочих ограничить организации и учреждения в отношении их образования.

Группы и виды платежей

Согласно разработанному законопроекту неналоговые платеж разделены на 3 основные группы:

1группа 2 группа 3 группа
Платежи с квазиналоговым характером, например:

·         экологический сбор;

·         плата за негативное воздействие в отношении окружающей среды

Платежи схожие с госпошлиной, за различные услуги государственных учреждений, такие как предоставление выписок, справок и прочее К этой группе относятся прочие неналоговые платежи, какие именно нужно оставить и должна проработать созданная рабочая группа

Согласно Бюджетному Кодексу РФ неналоговые доходы, предполагающие уплату соответствующих платежей, имеются следующих видов:

  • в результате применения имущества государственного и муниципального. Тут вы узнаете, как правильно заполнить декларацию по налогу на имущество;
  • прибыль от продажи государственного и муниципального имущества;
  • поступления от оказания платных услуг государственными органами;
  • средства от самообложения граждан;
  • деньги используемые в результате самозащиты, уголовной ответственности.

Обстоятельства относительно реестра сегодня

Итак, чиновники планировали создать реестр, согласно которому можно было бы определить обязателен ли платеж к уплате или нет. Но теперь дела изменились, так как многие уплаты были отнесены к Налоговому Кодексу, а это значит, что их присутствие в перечне Кодекса делает их обязательным к уплате и без специального реестра.

Платежи, не вошедшие в НК РФ

Перечень подобных взносов, оставшихся не внесенными в НК РФ проработала рабочая группа с целью определения тех из них, которые не требуют дополнительного регулирования.

Например, среди них имеются плата за медосмотр, это своего рода рыночные отношения между предприятиями, которые необходимо решать в рамках договора между организациями, а при возникновении проблем привлекать антимонопольный комитет. Такое же решение и в отношении портового сбора, который отрегулирован уже другими нормативными документами.

Мнение чиновников

Минфин считает, что послабления в отношении уплаты и контроля неналоговых платежей не приемлемы. Необходимо жесткое регулирование данного вопроса и при этом в рамках Кодекса, так как в противном случае контроля лишатся многие значимые платежи, наполняющие казну вневедомственных организаций и Федерации, в том числе.

Например, по мнению чиновников туристический сбор должен быть четко отрегулирован и уплачиваться в рамках НК РФ.

Какие платежи требуют регулирования вне поля контроля НК РФ

В основном данный вопрос актуален в отношении платежей, связанных с госэкспертизой, которая является обязательной для всех участников рынка.  Процесс выполнения экспертизы предоставляется любому учреждению, получившему госзаказ на обслуживание граждан.

Какие платежи нужно урегулировать законодательно?

В этом случае необходимо четкое регулирование вопроса – как осуществляются платежи, каким образом их проводить и прочее

При этом важно использовать отличительные меры контроля подобных платежей, так как они не относятся к среде налогов и сборов. Здесь вы узнаете, как и когда возможно взыскание недоимки по налогам и сборам

На данный момент они регулируются различными законами и постановлениями, которые определяют варианты исчисления платежей и их применения. Так как они не могут исчисляться в одном размере для всех случаев, потому что зависят от ряда специфических моментов.

Поэтому рабочая группа, контролирующая весь процесс должна проработать большое количество моментов, которые установят рамочное регулирования взимания и учета платежей, чтобы в результате все поняли:

  • откуда взялась сумма;
  • почему ее размер таков;
  • как он может измениться.

Кроме этого очень важно откорректировать платеж таким образом, чтобы не ощущалась существенная разница в его окончательном размере в различных регионах

Россия

  • Все новости
  • Севастополь
  • Крым
  • Россия
  • Новороссия
  • В мире
  • Политика
  • Реклама на ForPost

Минфин предложил сделать налогами несколько неналоговых платежей

Минфин в понедельник опубликовал проект о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

По информации газеты «Коммерсант», министерство предлагает ввести в кодекс пять новых глав — об экологическом налоге, утилизационном сборе, сборе с пользователей автодорог, налоге с операторов связи и о гостиничном сборе.

Отмечается, что таким образом ведомство выполняет «давнее обещание» кодифицировать основные действующие неналоговые платежи.

По информации издания, законопроект готовился больше года.

Газета также сообщает, что бизнес настроен против подобных изменений, поскольку они могут привести к росту фискальной и административной нагрузки.

Поделитесь этой новостью с друзьями:

Полный список существующих неналоговых сборов с предпринимателей

Перечень неналоговых сборов с бизнеса чиновники представили  общественности на совещании у министра экономического развития Максима Орешкина. Всего на сегодняшний день насчитали 87 таких платажей. Условно их разделили на три группы. В первую из них, экономическую, вошли 24 платежа. 

В частности: 

  • экологический сбор; 

  • утилизационный сбор; 

  • плата за проезд по федеральным трассам грузовиков с массой от 12 тонн; 

  • плата за негативное воздействие на окружающую среду; 

  • патентные пошлины; акцизные сборы; сборы за проведение государственных экспертиз; 

  • платежи за предоставление сведений из регистров.

Во вторую группу чиновники включили 23 платежа за обязательные услуги, оказываемые представителям бизнеса государственными органами и учреждениями на возмездной основе. Например, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, бесплатное молоко и специального питание работникам вредных производств, а также компенсация за вредные условия труда. До формирования реестра перечень этих услуг будет уточняться. Кроме того, чиновники собираются провести экспертизу на предмет их экономической обоснованности.

Определение понятия

Согласно законопроекту о платежах, не относящихся к налогам – это все платежи, не включенные в законодательство о налогах и сборах, таможенных и страховых уплатах, а также не определяющихся в процессе конкурсов и аукционов.

Исходя из нового проекта платежи не налогового значения должны были включаться в отдельный реестр пока еще только развивающегося проекта. Но при подобном развороте дел с начала июля 2019 года можно будет не учитывать платежи, которые не вошли в перечень, а значит и расчет по ним не предусмотрен.

Также после первого чтения законопроекта появится полный список платежей, уплата которых будет обязательна.

Власти России сделали новый шаг в работе по упорядочиванию неналоговых платежей бизнеса – больше подробностей в этом видео:

https://youtube.com/watch?v=Lp3MW2Hp3eI

Соотношение понятий налоговый и неналоговый платеж

Налог
Неналоговый платеж
Безвозмездность
Уплата за услугу государства
Установлены законодательством о налогах и сборах
Нормативно-правовые акты НК РФ, а также документами прочих отраслей
Высокая фискальная значимость
Отсутствие такой важной значимости
Принудительный характер взыскания
По большей части на добровольной основе
Налоговые сборы имеют систематический и периодический характер
Выплаты происходят одноразово
Абстрактный характер платежей с целью покрытия нужды общества
Уплата с целью реализации интересов определенного государственного органа

ТОП 5

В центре Севастополя из-за неизвестного дрона эвакуировали два учреждения

Два друга разведчика из Севастополя погибли в спецоперации под Херсоном

Зеленский выяснил киевский адрес прописки экс-застройщика Севастополя и наложил санкции

На месте бывшего приборостроительного завода в Севастополе хотят построить жильё

На 4,2 гектара вблизи Балаклавы под Севастополем обустроят глэмпинг

Показать все новости

На 4,2 гектара вблизи Балаклавы под Севастополем обустроят глэмпинг

На месте бывшего приборостроительного завода в Севастополе хотят построить жильё

Севастопольскую «вертолетку» обещают модернизировать на 4 миллиарда

В Севастополе начались строительные работы на площади Восставших

В Севастополе подняли плату за капремонт

Показать все новости

Что просили?

Проблему неналоговых платежей неоднократно поднимал сам бизнес. Пока государство гордо заявляло о том, что налоговая нагрузка в стране не растет, бизнес жаловался, что это иллюзия. Не росла нагрузка по налогам, указанным в налоговом кодексе, но постоянно появляются дополнительные оброки (так называемые неналоговые платежи) то за одно, то за другое, которые бизнес не мог не платить, то есть для бизнеса это, по сути, тот же налог, но с другим названием.

Основной аргумент бизнеса был не столько в том, что приходится нести дополнительные расходы, а в том, что появление таких расходов непредсказуемо; вводятся такие платы бесконтрольно, на разных уровнях. Из-за этого бизнес не может делать долгосрочное планирование, а это один из факторов, снижающих инвестиционную привлекательность страны.


Фото: Unsplash

С 2018 года финансовое ведомство начало ревизию всех существующих неналоговых платежей.

1 марта 2019 года Минфин ревизию завершил и отчитался о результатах. Финансовое ведомство констатировало, что все неналоговые платежи проанализированы и по каждой группе выработан оптимальный подход к решению проблемы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путеводитель по услугам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: