Правила проведения государственной экспертизы условий труда
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и(или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.
В содержательной части новый порядок, приведенный в проекте «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда», содержит те же разделы, что и Порядок, согласно приказу от 12.08.2014 № 549н.
В порядке содержится:
- заявление на проведение государственной экспертизы условий труда;
- примерный перечень документов, представляемых на государственную экспертизу условий труда;
- представление о проведении государственной экспертизы условий труда;
- типовые формы запроса документов, заявлений и уведомлений необходимых при проведении государственной экспертизы условий труда;
- форма журнала регистрации государственной экспертизы условий труда.
Государственная экспертиза условий труда теперь может осуществляться на основании обращений комиссий по расследованию несчастных случаев и заключений Минтруда России о рассмотрении несогласия с заключением экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Государственная экспертиза условий труда не проводится:
- при непредставлении заявителем в случае, если заявителем является организация, проводящая специальную оценку условий труда, копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
- при отсутствии (непредставлении) отчета и отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ. В этом случае руководитель органа государственной экспертизы вправе направить обращение в государственную инспекцию труда для принятия соответствующих мер;
- при указании в подаваемых документах ненадлежащей цели проведения государственной экспертизы, а также при обращении не ненадлежащих заявителей;
- при отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ ввиду ликвидации юридического лица или прекращения ИП своей деятельности;
- в случае непредставления судебным органом имеющихся у него материалов позволяющих обеспечить проведение государственной экспертизы условий труда в установленные сроки;
- в случае отсутствия в документах и материалах, прилагаемых к представлению государственной инспекции труда, представлению Роспотребнадзора или его территориальных органов акта проверки или иных документов по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, подтверждающих обоснованность изложенной в представлении информации.
Предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную
В Приказе от 14 сентября 2021 года № 629н с 1 марта 2022 года устанавливаются обновленные предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную.
Остаются прежними следующие нормы:
- Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) — 10 кг;
- Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены — 7 кг;
- При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать — 10 кгс.
Сейчас нормируется величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены. То есть, какой вес на какое расстояние может перенести женщина. Теперь ограничивается только масса.
По новым нормам суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа рабочего дня (смены), не должна превышать с рабочей поверхности не должна превышать 350 кг, а с пола 175 кг.
Перечень работ, на которые не распространяется запрет на работу в опасных условиях труда
С 1 марта 2022 года Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 214.1, согласно которой запрет, установленный настоящей статьей, не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правительство РФ распоряжением от 04.12.2021 № 3455-р утвердило Перечень работ, на которые не распространяется данный запрет. запрет.
В список включены 28 видов работ.
В частности, это аварийно-спасательные работы, работы по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, неотложные работы при ликвидации ЧС, водолазные работы, специальные авиационные работы, работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (например, работы в сложных погодных условиях) и другие.
Микротравмы
Согласно новой редакции Трудового кодекса РФ, под микротравмой понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, не повлекшие расстройство здоровья или наступление временной нетрудоспособности.
Для учета и анализа микротравм можно руководствоваться Рекомендациями Минтруда России (Приказ Минтруда России от 15.09.2021 № 632н «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников»).
Как учитывать, расследовать и анализировать микротравмы
Разработать регламентирующие документы, в том числе Положение по учету микротравм (может быть совмещено с Положением о расследовании несчастных случаев).
В Положении важно отразить структуру ответственных и вовлеченных лиц, определить, каким образом будет осуществляться информирование, какие действия должны предпринимать ответственные лица и в какие сроки, какая будет система отчетности. За основу можно взять рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников, разработанные Минтрудом России.
Провести обучение (инструктаж) ответственных лиц.
Рассказать о новых задачах и действиях, которые нужно будет предпринимать
О том, для чего внедряется учет микротравм, какие преимущества это дает.
Внедрить систему учета.
О каждой микротравме и инциденте на производстве пострадавший, свидетель или участник происшествия должны немедленно (без страха наказания) сообщить непосредственному или вышестоящему руководителю. Регистрации и, соответственно, расследованию подлежат все микротравмы. Регистрацию должен проводить работник, являющийся лицом, ответственным за организацию работы по охране труда. Благодаря этому можно отследить статистику наиболее часто встречающихся микротравм, разработать инструменты для устранения и купирования аналогичных рисков во всех подразделениях компании. Проще всего это реализовать с помощью QR-кодов.
Выявлять глубинные причины происшествий.
В результате внутреннего расследования должны быть установлены ключевые факторы происшествия и его глубинные причины, так как это позволит выработать действенные рекомендации по предотвращению повторения аналогичного происшествия в будущем. По большому счету, без анализа причин и последующих корректирующих действий теряется весь смысл учета микротравм.
Существует множество методов проведения анализа глубинных причин. Самые распространенные из них — «Пять причин», «Дерево причин», «Рыбья кость». Для проведения анализа может использоваться любой из методов или их комбинация.
Подробнее об этих методах — в статье по ссылке.
Анализировать полученные данные.
Важно понимать, что учет ради учета ни к чему не приведет, сведя процедуру к формализму. Достижение нуля на вершине пирамиды Хенриха возможно только при условии постоянной работы с ее основанием.
Данные, которые собираются в рамках учета микротравм, в том числе данные о первопричинах, необходимо в последующем анализировать.
Проводить корректирующие мероприятия и анализировать их эффективность.
Анализ микротравм также позволит улучшить оценку рисков. В рамках оценки рисков определяется ИПР — индекс профессионально риска, и уже по полученным значениям все риски ранжируются, после чего предлагаются корректирующие мероприятия. Но иногда некоторые риски недооценивают или переоценивают либо вообще их не учитывают. Анализ микротравм — это, по сути, качественный показатель, он позволяет увидеть, какие риски «сработали» и какими были последствия. Именно поэтому важно в последующем вносить изменения в оценку рисков и оценивать эффективность предложенных мероприятий.
Организация безопасного рабочего места
С 1 марта 2022 г. вступает в действие Приказ Минтруда России № 774н от 29 октября 2021. г «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места».
Приказ разработан в целях обеспечения выполнения требований охраны труда работниками, занятыми на своих рабочих местах, и работодателями, при организации рабочих мест.
Документ содержит:
- Общие требования.
- Требования к организации рабочего места.
- Требования к безопасному содержанию рабочего места.
Основные требования к организации рабочего места:
- Рабочее место, его оборудование и оснащение, применяемые в соответствии с особенностями выполняемых работ, должны обеспечивать сохранение жизни и здоровья занятых на нем работников при соблюдении ими положений применяемых у работодателя нормативных правовых актов по вопросам охраны труда.
- На рабочем месте (в рабочей зоне) должны быть приняты меры по снижению до установленных предельно допустимых значений уровней воздействия (концентрации) вредных и (или) опасных производственных факторов на занятых на данном рабочем месте работников с учетом применения ими средств индивидуальной (коллективной) защиты.
- При организации рабочего места (рабочей зоны) должна быть обеспечена возможность смены рабочей позы занятыми на нем работниками.
- Удобство рабочей позы работника в положении «сидя» достигается регулированием взаимного положения места для сидения и рабочей поверхности, в том числе ее высоты и размеров, а также высоты и угла наклона подставки для ног при ее применении.
- При организации рабочего места (рабочей зоны) должно быть обеспечено устойчивое положение и свобода движений занятого на нем работника, возможность контроля деятельности и безопасность выполнения трудовых операций при условии соблюдения государственных требований охраны труда.
- При организации рабочего места (рабочей зоны) необходимо обеспечить обзор наблюдения с места выполнения работ, обеспечивающий восприятие визуальных средств отображения информации и знаков безопасности.
- Машины, механизмы, производственное оборудование, являющиеся источником травмоопасности, в соответствии с требованиями технических регламентов должны оснащаться защитными ограждениями и блокировками, исключающими работу оборудования при снятии защитного ограждения, при нахождении человека или частей его тела в зоне работы травмирующих частей и агрегатов, эксплуатация таких машин, механизмов, производственного оборудования должна осуществляться в соответствии с требованиями технической (эксплуатационной) документации и с соблюдением государственных требований охраны труда.
- Участки и зоны, где работодателем по результатам проведенной им оценки профессиональных рисков определена высокая вероятность травмирования работников, должны быть обозначены разметкой сигнальной и/или знаками безопасности с учетом государственных требований охраны труда.
- Рабочее место (рабочая зона) и взаимное расположение его элементов должны обеспечивать содержание, техническое обслуживание, уборку и чистку используемых на рабочем месте машин и оборудования, инструментов и мебели с учетом государственных требований охраны труда.
- И т.д.
Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей для их эффективного выявления на рабочих местах
Минтруд РФ приказом № 36 от 31.01.2022 г. утвердил Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей на производстве и в организациях.
На основе данных рекомендаций можно обеспечить правильность и полноту установления опасностей, воздействующих на работников в процессе трудовой деятельности, а также источников этих опасностей у конкретного работодателя для эффективной реализации процедуры управления профрисками в СУОТ.
В приказе содержатся:
- Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей;
- Состав нормативных правовых актов и иных документов для проведения анализа опасностей;
- Примерная классификация опасностей по видам деятельности;
- Примерная классификация опасностей в зависимости от причин возникновения опасностей;
- Примерный перечень объектов возникновения опасностей.
Выявленные опасности рекомендуется классифицировать:
- по видам профессиональной деятельности работников с учетом наличия вредных (опасных) производственных факторов;
- по причинам возникновения опасностей на рабочих местах (рабочих зонах), при выполнении работ, при нештатной (аварийной) ситуации;
- по опасным событиям вследствие воздействия опасности (профессиональные заболевания, травмы), приведенной в примерном перечне опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ.
Приведенные способы классификации опасностей рекомендуется применять при идентификации опасностей в привязке к объектам исследования — видам работ, рабочим местам (рабочим зонам), по профессиям, структурным подразделениям и территории работодателя в целом, а также при описании выявленных опасностей.
Классификацию опасностей по видам профессиональной деятельности работников рекомендуется применять в целях выявления опасности и объектов их возникновения при выполнении работниками конкретных отдельных работ, независимо от объекта (места) их проведения, классификацию опасностей по опасным событиям вследствие воздействия опасности (профессиональные заболевания, травмы) и (или) по причинам возникновения опасностей рекомендуется применять в целях выявления опасностей на исследуемых объектах работодателя — на территории, рабочих местах (рабочих зонах), в случае возникновения нештатных и аварийных ситуаций на исследуемых объектах работодателя — на территории, рабочих местах (рабочих зонах), а также на завершающем этапе идентификации опасностей.
Повышение квалификации:
- Методы и технологии в преподавании учебных дисциплин «Родной язык» и «Родная литература» в соответствии с ФГОС 108 часов (1 месяц)
- Административно-хозяйственное обеспечение деятельности образовательной организации в современных условиях 72 часа (1 месяц)
- Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
- Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
- Педагогическая деятельность в сфере начального общего образования 108 часов (1 месяц)
- Правовое регулирование трудовых отношений и кадрового документооборота в образовательной организации 120 часов (1 месяц)
- Преподавание биологии по ФГОС ООО и ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
- Дистанционное обучение: организация, управление, оценка качества 72 часа (1 месяц)
- Информационные технологии в образовании: создание электронных курсов 72 часа (1 месяц)
- Преподавание истории по ФГОС ООО и ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
- Преподавание обществознания по ФГОС ООО и ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
- Медиация в сфере инклюзивного образования 72 часа (1 месяц)
- Преподавание русского языка и литературы в соответствии с ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
- Преподавание технологии по ФГОС ООО и ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
- Преподавание физики по ФГОС ООО и ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней
С 1 марта 2022 года вступает в силу Приказ Минтруда от 29.10.2021 № 771н «Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней».
Перечнем определены мероприятия по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней, а также добавлены новые мероприятия улучшению условий труда, которые можно будет включить в расходы по охране труда, и которое уменьшат налогооблагаемую базу работодателя.
Среди основных изменений можно определить:
- Проведение обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда.
- Проведение обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда.
- Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.
- Содержание помещений для проведения физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Организация и проведение спортивных соревнований и иных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в том числе, через профсоюзные организации в соответствии с коллективными договорами (отраслевыми соглашениями).
- Приобретение систем обеспечения безопасности работ на высоте.
- Разработка и приобретение электронных программ документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника.
- Приобретение приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающего дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.
Таким образом с 1 марта 2022 года можно будет отнести на охрану труда и затраты:
- на содержание помещений для проведения физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- приобретение систем обеспечения безопасности работ на высоте;
- разработку и приобретение электронных программ документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника;
- приобретение приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающего дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.
Как уведомить работников об изменениях
Доведите новые требования охраны труда до сведения всего коллектива. Организуйте внеочередное обучение и внеплановый инструктаж с проверкой знаний. Дополните перечень обязанностей ответственных по охране труда. Утвердите их приказами.
Установите дополнительные обязанности для ответственных
Обновите приказы о назначении ответственных за охрану труда. Закрепите в них новые обязанности с учетом изменений в законодательстве. С 1 марта ответственные за охрану труда работники дополнительно должны:
- выявлять опасности и оценивать профриски, чтобы снижать или не допускать повышения их уровней;
- не допускать работу на рабочих местах с 4-м классом условий труда;
- разрабатывать инструкции по охране труда по новым требованиям;
- не допускать работу по необновленным инструкциям по охране труда; ·
- организовывать учет миктротравм.
В качестве документа – основания приказа ссылайтесь на Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ, который с 1 марта меняет раздел X Трудового кодекса.
Проведите обучение по охране труда
Проведите внеочередное обучение по охране труда и проверку знаний из-за изменения нормативных правовых актов. Поручите ответственному обучать работников по правилам, утвержденным постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29. Новые правила начнут действовать с 1 сентября 2022 года (постановление Правительства от 24.12.2021 № 2464).
Предварительно создайте комиссию по проверке знаний. Включите в состав не менее трех человек. Утвердите приказом (п. 3.4 Порядка № 1/29). Направьте членов комиссии в учебный центр. Организуйте обучение по новым требованиям и проверку знаний . Только после этого комиссия вправе проводить внеочередную проверку знаний своих работников.
Внеочередное обучение организуйте для всех работников школы и детского сада. Поручите ответственному подготовить программу обучения, включить в нее изменения и новые требования охраны труда. По итогам поручите комиссии провести проверку знаний. Если работник прошел проверку, оформите протокол и сделайте отметку в удостоверении. Если не прошел, то обязан пройти повторную проверку не позднее одного месяца (п. 3.8 Порядка № 1/29). Работников, которые не прошли в установленном порядке обучение и проверку знаний, отстраните от работы до момента, пока они не пройдут проверку знаний (ст. 76 и 212 ТК).
Проведите внеплановый инструктаж
Проведите внеплановый инструктаж по охране труда со всеми работниками. Организуйте его на основании новых требований законодательства и новых требований к содержанию инструкций по охране труда (п. 2.1.6 Порядка № 1/29).
Внеплановый инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ. Предварительно он должен пройти внеочередное обучение по охране труда и проверку знаний.
Поручите ответственному работнику подготовить программу внепланового инструктажа. В документе надо отразить требования раздела X Трудового кодекса и подзаконных актов Минтруда. Утвердите программу приказом.
Шаблон |
Образец |
По окончании инструктажа организуйте устную проверку знаний. Она позволит проверить, как работники усвоили новые требования.
Проверьте, чтобы ответственный зарегистрировал внеплановый инструктаж в журнале регистрации инструктажей по охране труда (п. 2.1.3 Порядка № 1/29). Надо указать дату инструктажа, сделать запись о проведении, поставить подписи инструктируемого и инструктирующего, внести сведения о причине проведения.
СОСТАВЛЯЕМ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ организации
Минтруд России в своем письме № 15-0/ООГ-1149 от 15.04.2021 г. сообщил, что данные Рекомендации не отменены и действуют в настоящее время. Пунктом 2 Рекомендаций определено, что разработка инструкций по охране труда для работника должна осуществляться с учетом статьи 212 Трудового кодекса РФ. При разработке инструкций по охране труда можно опираться на Профессиональные стандарты профессий, включенных в реестр Минтруда на текущий год.
Согласно Приказу Минтруда России № 772н от 29.10.2021 «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем», инструкция по охране труда в офисе должна содержать пять разделов:
1. Общие требования охраны труда. Это требования: к соблюдению ПВТР; к выполнению режима рабочего времени и времени отдыха; к перечню вредных и (или) опасных производственных факторов и профессиональных рисков и опасностей; к перечню специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ); порядок уведомления о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента; к правилам личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.
2. Требования охраны труда перед началом работы. Это требования: к порядку подготовки рабочего места; к порядку проверки исходных материалов, если такие используются в работе сотрудника; к порядку осмотра работником и подготовки к работе СИЗ до использования; к порядку проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов и знаков.
3. Требования охраны труда во время работы. Это требования: к способам и приемам безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов; к безопасному обращению с исходными материалами, сырью, заготовкам, полуфабрикатам; к безопасному содержанию рабочего места; к действиям по предотвращение аварийных ситуаций; к правильному использованию и применению СИЗ.4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях. Это требования: к раскрытию перечня основных возможных аварий и аварийных ситуаций и их причин; к порядку извещения руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, и о каждом произошедшем несчастном случае; к порядку действий работника при возникновении аварий и аварийных ситуаций; к порядку действий по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.
5. Требования охраны труда по окончании работы. Это требования: к порядку приема и передачи смены; к последовательности отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры; к действиям при уборке отходов; к соблюдению личной гигиены; к процессу извещения руководителя о недостатках, обнаруженных во время работы и влияющих на безопасность труда.
Правовое регулирование и образец приказа
Чтобы обеспечить соблюдение требований охраны труда, а также контроль за их выполнением, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в данной области (ст. 223 ТК РФ).
Под производственной деятельностью, согласно ч. 9 ст. 209 ТК РФ, понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, которые включают в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
В то же время Минтруд России в письме от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136 говорит, что деятельность по сути всех работодателей является производственной — она осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами. Это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах, поэтому действие норм ст. 223 ТК РФ в полной мере распространяется на организации, осуществляющие различные виды деятельности, поименованные в ОКВЭД 2.
Но штатную должность специалиста по охране труда законодательство требует в организациях, численность сотрудников которой превышает 50 человек. Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель должен принять решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
Если служба охраны труда или штатный специалист отсутствуют, то их функции осуществляет:
- работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
- руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник;
- оказывающие услуги в области охраны труда организация или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (эти организации подлежат обязательной аккредитации. Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, опубликован на сайте Минтруда России).
Перечисленные выше способы доступны только работодателям с числом сотрудников до 50 человек (включительно). Работодатели, численность работников которых превышает 50 человек, обязаны возлагать функции по организации работы по охране труда на созданные ими службы охраны труда или на штатных специалистов по охране труда и не вправе привлекать для этих целей стороннюю организацию. Об этом говорит и Минтруд России в своих письмах от 28.09.2017 № 15-2/ООГ-2693 и от 11.11.2016 № 15-2/В-3673.
Основным документом, определяющим порядок создания службы охраны труда в организации, являются Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 37 (далее — Рекомендации). Именно на этот документ можно опираться при создании и работе службы по охране труда. Раньше также можно было применять Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утв. постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10 , но документ потерял силу в рамках «регуляторной гильотины» 1 марта 2022 года.
Согласно п. 10 части второй Рекомендаций служба охраны труда создается руководителем как самостоятельное структурное подразделение организации. Оно состоит из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.
Структуру службы охраны труда и ее численность определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, специфики вида деятельности, наличия филиалов/представительств, степени опасности производств и других факторов. Служба охраны труда может быть организована в виде:
- отдельных специалистов по охране труда;
- бюро;
- группы;
- отдела;
- управления/подразделения;
- департамента.
- контроль выполнения требований законодательства, коллективного договора, отраслевых соглашений;
- работа по профилактике производственного травматизма, профзаболеваний, организация мероприятий по улучшению условий труда
- информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений у работодателя по вопросам охраны труда;
- изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.
Образец приказа о создании службы охраны трудаСкачать приказ о создании службы охраны труда в формате word