Арбитражный или третейский суд — подведомственность дел арбитражному суду
Арбитражный суд представляет собой официально действующий уполномоченный орган государственной власти, который осуществляет правосудие в сфере экономической деятельности, в частности предпринимательства с участием ИП, юридических лиц, надзорных служб и инспекций.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим работу арбитражного судьи, в частности разрешения экономических конфликтов, выступает АПК РФ. При этом данный закон определяет, что в исключительных случаях компетенция рассматриваемого органа может быть расширена, то есть допускается разбирательство по иной категории дел.
Сторонами арбитражных споров могут являться организации (отечественные, иностранные и международные), частные предприниматели, органы власти, а также граждане, если таковые привлекались в качестве третьих лиц и не заявляли собственных требований.
В соответствии со ст. 27 АПК РФ определяется перечень споров, которые попадают под компетенцию арбитражных судов. Относят к ним следующие виды разногласий:
- споры, возникающие по делам о банкротстве, то есть признании юридического лица (предпринимателя) несостоятельным;
- корпоративные споры, возникающие в связи с созданием, управлением и осуществлением деятельности организации;
- конфликты, связанные с отказом или уклонением от проведения государственной регистрации со стороны, как юридических лиц и предпринимателей, так и уполномоченных органов;
- споры, возникающие в связи с реализацией прав на акции и прочие ценные бумаги, в частности связанные с деятельностью депозитариев;
- конфликты, участниками которых являются государственные корпорации, публично-правовые компании, по вопросам управления, осуществления деятельности и реализации полномочий соответствующих органов;
- споры по вопросам защиты интеллектуальной собственности, если их участниками являются юрлица и предприниматели, реализующие полномочия по управлению авторскими и смежными правами;
- конфликты, связанные с необходимостью защиты деловой репутации в сфере экономической деятельности.
Данный перечень не является исчерпывающим. Споры могут касаться иных вопросов, если они вытекают их экономической деятельности и предполагают участие только субъектов предпринимательства.
Если вам необходима помощь квалифицированного арбитражного юриста, то обращайтесь в нашу юридическую фирму. Получить консультацию и предварительную оценку дела вы можете бесплатно:
Если возникает подобная ситуация, то дело передается на разрешение суду общей юрисдикции, даже при условии участия в конфликте организаций и индивидуальных предпринимателей.
Говоря о том, арбитражный или третейский суд стоит выбрать, нужно понимать, что это не альтернативные варианты урегулирования конфликтов.
В некоторых случаях по решению первого органа споры передаются на рассмотрения второго. Кроме того, возможны ситуации, когда осуществляется принудительное исполнение арбитражного решения третейского суда. То есть органы связаны и отличны друг от друга одновременно.
Оспаривание решений третейских судов
В России существует определённый порядок по оспариванию решений третейских судов, который предусмотрен арбитражно-процессуальным законодательством. Данное оспаривание подразумевает подачу заявления об отмене решения третейского суда, однако такая возможность существует не для всех решений.
ВНИМАНИЕ: если в решении третейского суда содержится условие об отсутствии возможности обжаловать решение суда в виду того, что оно является окончательным, значит стороны установили для себя данное условие в добровольном порядке. В случае, если стороны лишили себя возможности обжаловать решение третейского суда им остаётся лишь возражать против выдачи исполнительного листа в соответствующем суде
Если решение третейского суда содержит условие об оспаривании – нужно обращаться с заявлением об отмене третейского суда в арбитражный суд. О том, как это сделать вы узнаете далее.
Что такое третейский суд?
Третейский суд или коммерческий арбитраж представляет собой судебный негосударственный орган, который занимается разрешением споров по экономическим и хозяйственным договорам между юридическими лицами и гражданами. Система третейских судов – это институт саморегулирования гражданского общества, который занимается правоприменительной деятельностью в виде разрешения гражданско-правовых споров. Такая деятельность основана на взаимном волеизъявлении сторон или так называемом третейском соглашении. При возникновении конфликтных ситуаций партнеры по бизнесу все чаще решают вопросы в третейском суде. Прежде всего, это значительно быстрее, к тому же сторонам обычно известен судья и они доверяют его авторитетному мнению.
Федеральный закон от 29.12.2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ»
Заявление об отмене решения третейского суда
Круг лиц, имеющий право на подачу заявления определён законом, а вся процедура описана в арбитражно-процессуальном и гражданско-процессуальном кодексе. Право на подачу жалобы на решение третейского суда имеют:
- Лица, в отношении которых вынесено соответствующее решение третейского суда;
- Лица, участвующие в третейском разбирательстве;
- Иные лица, права и обязанности которых затронуты в решении третейского суда;
- Прокурор, в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в случаях если решением третейского суда каким-либо образом затронуты права и обязанности соответствующих публично-правовых образований.
Заявление об отмене решения третейского суда в соответствующий суд на территории того субъекта федерации где расположен и сам третейский суд, выдавший соответствующее решение. Срок подачи для данного заявления составляет три месяца со дня получения решения третейского суда соответствующей стороной, а если лицо не знало о данном решении – в течении трех месяцев с того момента, когда лицо узнало о наличии такового решения. Следовательно, срок обжалования решения третейского суда по общему правилу составляет три календарных месяца. При подаче заявления об отмене решения третейского суда заявителю будет необходимо уплатить госпошлину.
Оспаривание выдачи исполнительного листа
Исполнительный лист на решение третейского суда выдается арбитражным судом или судом общей юрисдикции (в зависимости от подсудности спора). При рассмотрении дела суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, путем исследования представленных в суд доказательств обоснования заявленных требований и возражений.
Суд может отказать в выдаче исполнительного листа. Иными словами, суд в процессе рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа, по сути, проверяет решение третейского суда по тем же самым основаниям, что и в деле об отмене решения суда. Однако при этом суд не связан оговоркой об окончательности решения. Если суд находит основания, перечисленные в ст. 233 АПК или ст. 421 ГПК он не отменяет решение, но отказывает в выдаче исполнительного листа, в этом случае решение третейского суда не может быть исполнено.
С учетом изложенного представляется, что подача заявления об отмене решения третейского суда в случае имеющейся оговорки об окончательности такого решения, является непродуктивной. Суд с практически стопроцентной вероятностью просто прекратит производство по делу, что подтверждается имеющейся позицией высших судов по данному вопросу и судебной практикой. В ситуации, когда решение третейского суда окончательно и отсутствуют явные нарушения компетенции (подсудности) третейского суда или нарушения в процессе формирования судебного состава, самым правильным будет возражение против выдачи исполнительного листа в соответствующем процессе. Одновременная подача заявления об отмене решения, заранее обреченная на неудачу в связи с окончательностью решения, является тратой лишних ресурсов.
Арбитражный или третейский суд — компетенция третейских судов
Третейский суд представляет собой единоличного арбитра или их коллегию, которые назначаются сторонами или арбитражным органом власти и рассматривают споры, вытекающих из обстоятельств тех или иных гражданско-правовых отношений.
Нормативно-правовое регулирование работы третейского судьи осуществляется в России на основании ГПК РФ. В исключительных случаях арбитражом применяется ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», если дело было начато и не окончено до декабря 2015 года.
Согласно ст. 22.1 ГПК РФ коммерческий третейский суд рассматривает любые споры, если они связаны с гражданско-правовыми отношениями. Определяется такой порядок сторонами конфликта. Основывается это на арбитражном соглашении в третейский суд. Только прямое указание закона может изменить данное правило.
Также ГПК РФ определяет перечень конфликтов, которые не могут быть рассмотрены третейскими судами, даже если стороны подписали арбитражное соглашение. Относят к ним следующее:
- споры, предполагающие смешанные требования, подсудные арбитражу и судам общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ);
- семейные споры, вопросы опекунства, попечительства, за исключения дел о разделе имущества, то есть ситуации, не касающиеся фактически осуществляемой экономической деятельности;
- трудовые споры;
- конфликты, связанные с определением наследников и их прав (даже если речь идет о ценных бумагах акционерных обществ);
- вопросы приватизации имущества в Российской Федерации.
Таким образом, существенных ограничений для субъектов предпринимательства, решивших обратиться в третейский суд, в арбитражном праве не предусмотрено.
Я основатель юридической фирмы «Шмелева и Партнеры», Марина Шмелева, имею статус третейского судьи. Вы можете обратиться ко мне за разрешением вашего вопроса:
Чтобы арбитражное соглашение действовало, необходимо установить дату его заключения. В соответствии с последними поправками, принятыми на основании ФЗ № 409-ФЗ в декабре 2015 года, дела передаются в третейский суд, но только если стороны об этом договорились после 01 февраля 2017 года. Соглашения, заключенные раньше указанной даты, должны считаться неисполненными.
Таким образом, чтобы определить относимость спора к компетенции третейского суда, необходимо установить три критерия: наличие арбитражного соглашения, отсутствие решения по конкретному спору со стороны государственного суда, характер требований, который не должен предполагать исключительной компетенции иного судебного органа.