Законы приняты
Основным толчком к началу реформ можно считать Послание Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года, в котором сказано о необходимости реформирования системы третейских судов, повышения ее авторитета и выхода «на качественно новый уровень». С этого момента началась активная законотворческая деятельность, результатом которой стало принятие:
- Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон «Об арбитраже в РФ»), который призван заменить действующий Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 29.12.2015 N 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», которым внесены изменения в Закон от 07.07.1993 N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже», АПК РФ, ГПК РФ и другие нормативно-правовые акты.
Оба закона вступают в силу с 1 сентября 2016 года.
Насколько грядущие изменения повлияют на текущую ситуацию?
3
Исключение из правила о необходимости разрешения Правительства РФ на работу законом предусмотрено только для МКАС и МАК, которые созданы и действуют при Торгово-промышленной палате РФ. Остальные арбитражи работать без разрешения чиновников не смогут. Более того, отказ в таком разрешении обжалованию не подлежит. Правила об обязательном получении разрешения Правительства РФ на работу постоянно действующего арбитражного учреждения в России распространяются также на все иностранные арбитражные учреждения. Единственное требование, которое при этом предъявляется к иностранным арбитражным учреждениям, – наличие признанной международной репутации.
Описание ФЗ об арбитраже
Главным законодательным документом, регламентирующим процесс образования и деятельности третейских судов, арбитражных учреждений и арбитражей является Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Настоящий закон был принят участниками Госдумы 15 декабря 2015 года, а одобрен Советом Федерации 25 декабря. В правовую силу ФЗ об арбитраже вступил 1 сентября 2016 г.
Новый закон о третейских судах устанавливает:
- понятия «третейское разбирательство» и «арбитраж» будут иметь одинаковую правовую силу, обозначающие порядок рассмотрения споров и принятия решений судебными учреждениями;
- понятие «арбитраж» в межнациональном коммерческом арбитраже недопустимо будет трактовать, как равное по значению общегосударственным арбитражным судам;
- введение записей в муниципальные реестры теперь осуществляются не только по решению третейского суда. Согласно новому закону для внесения записей нужно предоставить исполнительные листы. Это означает, что арбитражное решение не считается основательной причиной для внесения информации в ЕГРП, ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
- арбитражные договора распространяются на любые споры, связанные с его заключением, вступлением в законную силу, изменением или прерыванием.
Устанавливаются правила, в отношении споров деятельности арбитража и другими нормативно-правовыми актами. ГПК РФ и АПК РФ определяют нормы в отношении разногласий, находящиеся во власти арбитражного суда, которые передаются на рассмотрение в судебные учреждения. Данные положения приводят закрытый список споров, которые не передаются в третейские суды. Приведен подробный порядок производства по делам, связанные с выполнением функций содействия и соответствующего контроля.
Скачать закон о третейском разбирательстве
Содержание закона включает в себя 12 глав и 54 статьи:
Глава первая (статьи 1-6). Основные положения закона. В данном разделе описывается область применения настоящего законодательного акта, основные его понятия, порядок получения документации, основания для отказа от права на возражение и органы, выполняющие функции содействия и контроля.
Вторая. Арбитражные договора:
- статья 7. Определение, толкование и форма арбитражного договора;
- ст 8. Арбитражный договор и предоставление искового заявления по существу спора в суде;
- ст 9. Арбитражный договор и обеспечительные меры суда.
Третья (ст 10-15). Состав третейского учреждения. В соответствующей главе указывается четкое число арбитров, процесс их назначения, причины для отвода арбитра, порядок отвода, прекращение прав и обязанностей арбитра, а также его замена.
Четвертая. Полномочия третейского суда:
- ст 16. Полномочия судебного учреждения на принятие постановления относительно своей компетенции;
- ст 17. Права третейского суда в отношении распоряжения о принятии обеспечительных мер.
Пятая (ст 18-30). Ведение арбитража. Устанавливаются следующие вопросы:
- принципы, правила процедуры и место проведения арбитража;
- его конфиденциальность;
- состав и распределение расходов;
- исковое заявление и отзыв на него;
- предоставление доказательств;
- содействие суда в процессе получения соответствующих доказательств.
Шестая (ст 31-39). Принятие арбитражного решения и прекращения арбитража. Регламентируются:
- нормы относительно споров;
- принятие решения коллегией арбитров;
- мировое соглашение (изучите закон о мировых судьях: );
- положение суда;
- исправление и разъяснения арбитражного решения, а также его обязательства и нормы хранения.
Седьмая (статья 40). Порядок оспаривания арбитражного решения.
Восьмая. Приведение в применение арбитражного решения:
- ст 41. Приведение в исполнение;
- ст 42. Причины для отказа в приведении в исполнение;
- ст 43. Введение изменений.
Девятая (статьи 44-48). Формирование и деятельность действующих арбитражных учреждений в РФ. Устанавливаются нормы формирования данных организаций; правила арбитража и выполнения соответствующих функций; недопустимость конфликта интересов; прекращение деятельности.
Десятая (ст 49). Осуществление порядка медиации к спору.
Одиннадцатая (статьи 50-51). Ответственность арбитров и некоммерческих учреждений, при которой была создана постоянно-действующая арбитражная организация.
Глава двенадцатая. Заключительные положения закона:
- ст 52. Итоговые положения;
- ст 53. Признать главы 7 и 8 Федерального закона «О третейских судах в РФ» утратившими правовую силу;
- ст 54. Вступление в законодательную силу настоящего ФЗ.
Актуальная информация
В Послании Президент назвал существующие третейские суды «карманными». По нашему мнению, это понятие точно подходит для определения нынешней ситуации и является одной из актуальных проблем третейского разбирательства в России. Третейские суды ведут списки надежных третейских судов, создают различные союзы и ассоциации третейских судов, которые никаким образом не являются гарантом законности их деятельности и не отражают действительного положения дел.
Только согласно официальной информации на сайте Арбитражного суда г. Москвы общее количество третейских судов, информация об образовании которых поступила в Арбитражный суд г. Москвы после принятия Закона N 102-ФЗ, составляет более 450, из них реально действующих около 1/3, телефон и сайт есть только у единиц.
Новый Закон обязывает постоянно действующее арбитражное учреждение (третейский суд) иметь сайт в сети Интернет, на котором размещается вся информация, перечень которой также определен Законом «Об арбитраже в РФ». К такой информации, в частности, относятся:
- состав учредителей, участников и органов управления;
- правила постоянно действующего арбитражного учреждения;
- рекомендованный список арбитров;
- судебная статистика (общее количество рассмотренных дел, а также дел, решение по которым было отменено государственным судом или по которым государственный суд отказался выдать исполнительный лист);
- информация о поданном иске (в течение трех дней со дня его получения).
Определена арбитрабельность
Законом N 409-ФЗ внесены изменения в АПК РФ и ГПК РФ, которыми определена арбитрабельность дел арбитражным учреждениям (третейским судам).
Теперь определены споры, которые не могут быть переданы в третейские суды, а именно:
- дела о несостоятельности (банкротстве);
- часть корпоративных споров (исключение: споры о созыве собрания, по удостоверению сделок с долями нотариусом, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, споры о крупных сделках и сделках с заинтересованностью в акционерных обществах, связанные с исключением из состава участников);
- споры, связанные с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, споры, вытекающие из деятельности депозитариев;
- споры, связанные с госзакупками, а также вытекающие из деятельности публично-правовых и государственных компаний;
- споры о защите интеллектуальных прав и о защите деловой репутации;
- споры, возникающие из семейных отношений, за исключением дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
- споры, возникающие из трудовых отношений;
- споры, возникающие из наследственных отношений;
- споры, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества;
- споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
- споры о выселении граждан из жилых помещений.
Книги
Букинистическая литератураГОСТы, ОСТыДетская литератураДомашний кругДругоеИскусство. Культура. ФилологияКниги в электронном видеКниги издательства «Комсомольская правда»Компьютеры и интернетКосмосНаука. Техника. МедицинаНормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиОхрана труда, обеспечение безопасностиПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаРостехнадзорСанПины, СП, МУ, МР, ГНСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНУчебный годХудожественная литератураЭкономическая литератураЭнциклопедии, справочники, словари
Могут ли третейские суды рассматривать корпоративные споры?
Противоречивая практика рассмотрения корпоративных споров в судах и взаимоисключающие позиции высших судов наглядно показывают нерешенность данной проблемы. В целях урегулирования данного вопроса в связи с осуществлением масштабной реформы судебной системы в России, вносится ряд поправок, в том числе в АПК РФ, которые затронули проблему арбитрабельности корпоративных споров.
В соответствии с проектом Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации”, новое изложение ст. 225.1 АПК РФ предусматривает возможность рассмотрения корпоративных споров третейскими судами всех вопросов, которые перечислены в п. 1 ст. 225.1 АПК РФ (новая редакция повторяет перечень таких вопросов), за исключением споров о созыве общего собрания участников юридического лица и споров, вытекающих из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью (пп. 7 и 9 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ).
Главным и наиболее значимым положением законопроекта является предоставление третейским судам права рассматривать любые другие корпоративные споры, не указанные в ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ (закрытого перечня исключений) при условии, что стороны заключили арбитражное соглашение о передаче указанных споров в третейский суд.
Как было отмечено ранее, такая позиция представлялась в юридическом сообществе наиболее целесообразной и значительно облегчающей порядок разрешения корпоративных споров.
Таким образом, на данный момент до принятия поправок в АПК РФ вопрос о рассмотрении корпоративных споров третейскими судами остается открытым, поскольку в нормах законодательства очевидна коллизия, рекомендации высших судов отсутствуют, а судебная практика остается такой же противоречивой. Принятие изменений в АПК РФ призвано решить давнюю проблему арбитрабельности корпоративных споров, за счет чего компетенция третейских судов заметно расширится.
8
Новый закон предусматривает гражданско-правовую ответственность НКО, при которой создано арбитражное учреждение, и уголовную ответственность арбитров
В случае, если правила постоянно действующего арбитража не устанавливают его ответственность перед сторонами арбитражного соглашения в большем размере, чем предусмотрено законом, НКО несет гражданско-правовую ответственность перед сторонами арбитража только в виде возмещения убытков, причиненных им вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения постоянно действующим арбитражным учреждением своих функций по администрированию арбитража или связанных с осуществлением им своих обязанностей, предусмотренных правилами постоянно действующего арбитражного учреждения, при наличии умысла или грубой неосторожности. Арбитр может нести уголовную ответственность в целях возмещения ущерба, причиненного преступлением, в совершении которого арбитр будет признан виновным в установленном законом порядке.
Изменения, внесенные в ФЗ 382 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»
Согласно новому закону были определены правила относительно ответственности арбитров и арбитражных учреждений. Стоит отметить, что арбитр не может выступать в качестве свидетеля в отношении информации и обстоятельств, которые стали ему известны в ходе проведения арбитража. По обще-принятому правилу, судья не несет никакой гражданско-правовой ответственности перед сторонами в случае ненадлежащего исполнения функций арбитра.
Ввиду того, что настоящий закон был принят только в 2016 году, Правительство Российской Федерации никаких нововведений не вносило.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
7
Судопроизводство осуществляется на основании правил, утвержденных организацией, при которой он создан, если стороны не договорились об иных правилах. Если какие-то вопросы в своем соглашении стороны не оговорили, такие вопросы регулируются по правилам соответствующего третейского суда.А значит, суд может запросить дополнительные доказательства. Содействие государственных судов выражается в рассмотрении и удовлетворении запросов третейских судов о получении письменных, вещественных доказательств, иных документов и материалов, вопросов назначения, отводов и прекращения полномочий арбитров.
Подведомственность споров, рассматриваемых в третейских судах и международном коммерческом арбитраже
Споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, и в которых хотя бы одна сторона находится за границей или в которых участвуют предприятия с иностранными инвестициями, а также иные споры могут рассматриваться в международном коммерческом арбитраже.
Споры, которые законом прямо не отнесены к подведомственности государственных судов, подведомственны третейским судам.
В силу расплывчатости формулировок в законодательстве, определяющих подведомственность споров третейским судам и международному коммерческому арбитражу, в судебной практике существовали диаметрально противоположные подходы к решению одних и тех же вопросов. Так, вопросы подведомственности споров о недвижимости в каждом регионе Российской Федерации решались по-своему, пока Конституционный Суд в своем постановление от 26.05.2011 № 10-П не дал толкование соответствующим положениям Закона о третейских судах и нормам АПК РФ, приведя судебную практику к единству.
В изменениях к законодательству добавлены новые критерии, в соответствии с которыми спор может быть рассмотрен в международном коммерческом арбитраже. Так, дела, в которых место, с которым связанно исполнение значительной части обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым предмет спора наиболее тесно связан, находится за границей, будут относиться к спорам, подведомственным международному коммерческому арбитражу.
Поправки в законодательство также призваны изменить существующую практику в государственных судах в отношении споров, вытекающих из корпоративных правоотношений. Теперь законом определен круг корпоративных споров, которые можно будет передавать на разрешение в третейские суды, а также условия и особенности рассмотрения таких дел. При этом арбитраж, создаваемый для разрешения конкретного дела (ad hoc), не уполномочен на рассмотрение корпоративных споров.
19 августа 2016 г.