Что такое третейские суды: определение, особенности

Преимущества третейского суда

Необходимо отметить, что третейское судопроизводство имеет целый ряд преимуществ в сравнении с судопроизводством в государственных судах России:

  • стороны имеют возможность самостоятельного выбора судьи из списка третейских судей;
  • беспристрастность и независимость судей;
  • относительная дешевизна процесса третейского разбирательства;
  • любые споры разрешаются в одной инстанции;
  • рассмотрение споров в минимальные сроки и в упрощенном порядке;
  • соблюдение конфиденциальности при рассмотрении спора;
  • рассмотрение любых споров в месте нахождения третейского суда;
  • есть возможность мирного урегулирования споров;
  • наличие состязательности сторон;
  • профессионализм и высокая квалификация третейских судей;
  • решения третейского суда имеют правовой статус;
  • порядок неукоснительного исполнения решений третейского суда;
  • возможность исполнить решение третейского суда на территории других государств;
  • решения третейского суда признаются межгосударственными арбитражными организациями;
  • уже само заключение третейского соглашения повышает договорную дисциплину партнеров по бизнесу.

Разница между третейским и арбитражным судом

Рассматриваемые типы судов имеют много отличий. Каждое из них стоит рассматривать отдельно, учитывая особенности правового регулирования и реализации судебной деятельности.

Участники процесса

Третейский суд представляет собой негосударственную организацию. При этом участники спора могут сами выбирать третейских судей.

Подача иска

Для решения вопроса в любой из инстанций требуется подать исковое заявление. Документ рекомендуется составлять в соответствии с правовыми нормами. Обычно в иск входят следующие элементы:

  • название судебной инстанции;
  • информация об ответчике и истце;
  • описание сути проблемы;
  • требования по иску;
  • дата и подпись;
  • список документов, которые прилагаются.

Заявление рассматривает независимая палата судей. Потому документ должен быть составлен грамотно. Если в нем будут ошибки или неточности, судебная инстанция может отказать в рассмотрении.

Стоимость

Многие предприниматели считают, что рассмотрение дела в третейском суде требует меньше затрат, чем в арбитражном. Это действительно так, однако есть некоторые особенности. Так, арбитраж взимает пошлины, которые установлены Налоговым кодексом. Сумма не может превышать пределы, которые регламентируются законом.

Государственная пошлина обладает четкой формулой расчета, если спор носит имущественный характер, или представляет собой фиксированную сумму. Суд не вправе самостоятельно повышать платеж. Стороны тоже не могут его уменьшить.

При этом судебные затраты на представительство в арбитражном суде значительно выше, чем в третейском. Если дело затягивается в рамках процесса обжалования, судебные затраты существенно увеличатся.

С третейскими судами дело обстоит иначе. Стоимость определяют стороны или регламент арбитража. При этом четкий порядок расчета отсутствует. Соответственно гарантии стоимости процесса отсутствуют. В каждом конкретном случае ее размеры могут меняться.

Потому перед третейским разбирательством предпринимателю нужно показать осмотрительность и внимательно проанализировать соглашение о назначении арбитров, прежде чем подписывать документ.

Постановление

Решение третейского суда исполняется в добровольном порядке. Постановление арбитражной инстанции обычно характеризуется принудительным порядком исполнения.

Обжалование и апелляция

Процедура обжалования в разных инстанциях несколько отличается. Если речь идет об арбитражном суде, апелляция подается в вышестоящие органы, после чего начинается разбирательство. Оно подразумевает четкую процедуру изучения жалобы и материалов дела. По сути, это считается полноценным пересмотром дела. Право на обжалование имеет каждая сторона спора вне зависимости от достигнутых договоренностей.

Согласно общим правилам, решения третейских судов не обжалуются. Их акты носят окончательный характер, а потому не могут отменяться или пересматриваться. Возможность обращения в вышестоящую инстанцию отсутствует. Если же третейский суд создан для рассмотрения определенного дела, его решения допустимо обжаловать в порядке, установленном соглашением сторон.

Пересмотр дела

Во время обжалования дела в арбитражном суде оно обычно пересматривается по существу. Если речь о третейской инстанции, пересматриваются разве что процессуальные моменты, которые были нарушены во время рассмотрения.

Исполнение

Решение третейской инстанции начинает действовать непосредственно после вынесения, если в документе не предусмотрен другой срок. Решение арбитража первой инстанции начинает действовать через 30 дней после его оформления, если нет апелляционной жалобы.

Почему третейский суд?

Согласно действующему законодательству в случае подписния третейского соглашения либо включения в договор третейской оговорки решение третейского суда обязательно к исполнению. В случае неисполнения решения третейского суда добровольно, оно подлежит исполнению в принудительном порядке путем выдачи исполнительного листа через судебное заседание. Таким образом, решение третейского суда имеет не меньшую силу, чем решение суда государственного.

Теперь разберем преимущества третейского судопроизводства над арбитражным.

Детальный разбор дела и материалов

Как правило, третейские суды тщательней рассматривают дело, а также исследуют доказательства и представленные сторонами документы. Кроме того, в третейской оговорке можно предусмотреть большой состав арбитража (например, 3 или 5 арбитров, или даже больше). В свою очередь в государственном суде первая инстанция это почти всегда 1 судья.

Высокое качество компетенции

Конечно, отбор в государственные суды в России условно более строгий: для того, чтобы стать судьей необходимо иметь стаж юристом более 5 лет и сдать соответствующий квалификационный экзамен. Однако фактически третейский состав зачастую формируется из юристов-практиков, т.е. юристов, которые сами участвовали в гражданских правоотношениях и понимают все сложности и особенности таких отношений, а также внутреннюю кухню российского бизнеса. Чего не всегда скажешь (хотя, безусловно, есть судьи, имевшие опыт работы в бизнесе) о государственных судах. Зачастую состав последних формируется из числа бывших работников правоохранительных и судебных органов (до 90% в зависимости от субъекта РФ судьями становятся бывшие помощники судей, а также прокуроры, следователи и иногда адвокаты).

Реальные суммы взыскания судебных расходов

Каждый практикующий в судах юрист знает, что такое судебные расходы в арбитраже или суде общей юрисдикции. В третейских судах услуги представителей чаще всего оцениваются более адекватно и реально.

Короткие сроки рассмотрения спора

Как правило, третейское разбирательство проходит намного быстрее, чем арбитражное (или иное судебное). Чаще всего это связано с небольшим количеством таких процессов по сравнению с государственными структурами (все-таки доверие к третейскому производству на настоящий день не так велико в российском обществе).

Также сокращается количество самих судебных заседаний, а также период, на который переносятся каждое из них.

Гибкость назначения заседаний

В виду своей не сильной загруженности третейский суд гибок в своем графике и может идти навстречу сторонам в вопросе даты назначения следующих заседаний.

Возможность оперативного приведения в исполнение решения третейского суда

Как правило, в регламентах прописывается безапелляционность третейского решения. Стороны вправе сами изменить данное условие либо же добавить его на свое усмотрение в своем третейском соглашении (третейской оговорке).

Более приятный процесс для его участников

В конце концов, арбитры, не облаченные в мантию, и общающиеся на равных с участниками процесса, всегда воспринимаются ими более спокойно. Особенно если процесс проходит без участия представителя (юриста или адвоката).

Репутационный риск принятия заведомо незаконного решения

В отличии от государственных судов, судьи которых не отвечают перед законом до тех пор, пока они являются судьями, третейский суд может потерять свою репутацию, если вынесет заведомо несправедливое и законное решение. По сути, существует реальная рыночная конкуренция третейских судов во всем мире.

Определение

Третейский суд — это арбитражное разбирательство, организуемое сторонами спора в добровольном порядке, которое проводится согласно правилам третейского суда или самостоятельно определенным сторонами спорам.

Регулирование третейского судебного разбирательства осуществляется Федеральным законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РФ (далее Закон, АПК и ГПК РФ соответственно).

В отличие от предыдущего способа организации третейского судопроизводства действующим Законом установлено различие между собственно третейским судом и постоянно действующим арбитражным учреждением (далее — ПДАУ).

ПДАУ представляет собой подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража, а именно по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора. 

Таким образом, третейский суд рассматривает и осуществляет разрешение споров по существу, ПДАУ выполняет организационно-технические функции по сопровождению разрешения споров.

Разновидности третейских судов и международного коммерческого арбитража и порядок их образования

Классифицирующим критерием при делении на виды третейских судов и международных коммерческих арбитражей является характер деятельности судов. Так суды бывают постоянно действующими и создаваемыми для рассмотрения определенного спора.

Постоянно действующие третейские суды и международные коммерческие арбитражи могут создаваться торгово-промышленными палатами, объединениями предпринимателей и потребителей, юридическими лицами и их объединениями, согласно действующему законодательству.

Однако такое дозволение со стороны закона привело к созданию «карманных» третейских судов, которые были аффилированны с организациями, их создавшими, и принятию такими судами решений, удобных для их учредителей. Такая «порочная» практика была широко распространена в банковском секторе, где заключалось большое количество кредитных договоров, являющихся договорами присоединения, и в которых содержалась третейская (арбитражная) оговорка о рассмотрении споров, вытекающих из таких договоров в третейских судах при банках. Не тяжело догадаться, на стороне чьих интересов стояли такие суды.

С утверждением новых правил (статья 44 Закона об арбитраже), регламентирующих создание и деятельность постоянно действующих арбитражных учреждений, учреждение таких аффилированных судов будет осложнено. Теперь арбитражные учреждения будут создаваться только при некоммерческих организациях (далее — НКО).

Усиление контроля за созданием арбитражных учреждений со стороны государства также будет выражаться и в необходимости получения разрешения постоянно действующему арбитражному учреждению от Правительства Российской Федерации. Специально созданный Совет по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции Российской Федерации будет помогать в выдаче таких разрешений путем представления рекомендаций. При выдаче рекомендаций будут учитываться ряд критериев, таких как наличие у учреждения рекомендованного списка арбитров, состоящего не менее чем из 30 человек, опыт арбитров (не менее 10 лет работы в государственных судах или наличие ученой степени), репутация, характер деятельности НКО и другие.

Кроме того, Правительством Российской Федерации будет утвержден порядок создания постоянно действующих арбитражных учреждений и порядок опубликования в электронной форме в сети «Internet» правил рассмотрения споров в таких учреждениях. Арбитражным учреждениям предоставляется 1 год на привидение своей деятельности в соответствие с новыми правилами. По истечении этого срока в случае несоответствия новым правилам арбитражное учреждение лишится права осуществлять деятельность по администрированию арбитража.

Порядок образования судов ad hoc определяют сами стороны в заключаемом третейском (арбитражном) соглашении. В случае, если стороны не могут договориться между собой о порядке образования суда, то будут применяться положения законодательства о третейских судах и международном коммерческом арбитраже. Данный порядок не претерпел изменений в новом законодательстве.

Важно отметить, что Законом об арбитраже предусмотрена ответственность за нарушение правил, установленных в статье 44. По предписанию Министерства юстиции Российской Федерации и решению компетентного суда деятельность арбитражного учреждения может быть прекращена (часть 1, части 3–4 статьи 48 Закона об арбитраже)

Третейский суд: преимущества и недостатки

До 1 сентября 2016-го года у Третейского суда был существенный недостаток в виде функционирования судов в формате ООО и ОАО. Это означало, что при рассмотрении дела, одной из сторон мог служить учредитель третейского суда, что существенно влияло на вопрос объективности судейства.

После приложенной минюстом реформы, такая форма судопроизводства может существовать только в формате некоммерческой организации, а значит давление сторон на процесс –минимальное.

Другим существенным недостатком является то, что судья не может быть допрошен следствием по делу. С одной стороны, это сохраняет коммерческую тайну, с другой – не дает объективно провести расследование следственным органам.

К преимуществам следует отнести следующее:

— Быстрое рассмотрение дела (заявление в третейский суд рассматривается до 14 дней);

— Возможность прописать безальтернативную оговорку (запрет на обжалование в судах других инстанций);

— Время и место проведения суда одинаково удобно всем сторонам процесса;

— Высокий профессионализм и объективность судей (т.к. коммерческая составляющая и юрисдикция третейского суда строит конкуренцию в судебной системе).

Третейский суд и его выгодная компетенция

Во-первых, третейские суды государственными структурами не являются, и потому платить госпошлину за рассмотрение им дела не надо. Спор решается в максимально короткие сроки и в комфортных условиях – никуда не надо ехать.

Судьи третейских судов – не профессиональные, поэтому они не подвержены никакому давлению и не имеют коррупционных связей. Судебная процедура процессуально никак не регламентирована, т.е. конфликт сразу рассматривается по существу, и в то же время в строгом соответствии с законом. Чрезвычайно важна и строгая конфиденциальность рассмотрения споров в таких судах – ведь они создаются именно для рассмотрения конкретного конфликта.

Формируются третейские суды по принципу полной выборности их состава. Спорящие стороны сами выбирают членов такого суда, руководствуясь всего лишь двумя критериями: их количество должно быть нечетным, поскольку решение приниматься будет по принципу большинства голосов, и хоть один из них должен иметь диплом о законченном высшем образовании по специальностям «правоведение» либо «юриспруденция».

Для того, чтобы возникший конфликт мог бы быть передан на рассмотрение третейским судом, хозяйствующим субъектам целесообразно при заключении между собой различных договоров и соглашений включать в них отдельный пункт о том, что все споры, включая так называемые «преддоговорные», будут разрешаться специально создаваемой коллегией третейских судей, никак не заинтересованных в исходе дела. Такими судьями, к примеру, могут быть сотрудники юридических компаний и фирм, выбранные сторонами данного договора на паритетной основе. Для обеспечения нечетности состава третейского состава может быть использован жребий, т.е. выигравшая при жеребьевке сторона предлагает на одного такого сотрудника больше.

Какие дела рассматривают третейские суды?

Третейские суды вправе рассматривать любые хозяйственные споры, возникшие из самых разных отношений гражданско-правового характера, но – лишь между субъектами хозяйствования. Конфликты таких субъектов с органами власти и управления федерального, регионального и муниципального уровней решать они не могут.

Решение, вынесенное третейской коллегией, как правило, имеет окончательный характер и обжалованию не подлежит. Но при заключении конкретного договора либо соглашения это правило может быть изменено, однако тогда возникает потребность в подробнейшей регламентации порядка такого обжалования.

На каких основаниях дело попадает в третейский суд. Третейское соглашение

Для того, чтобы иметь возможность рассматривать спор в третейском суде, сторонам спора надо заключить соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда. В этом соглашении, как правило, указывается намерение сторон рассмотреть спор в третейском суде, определяется вид и наименование суда, определяются правила, которые используются при рассмотрении спора. 

Соглашение о рассмотрении спора в третейском суде может быть составлено в виде отдельного документа или третейской оговорки в договоре.

Например третейское соглашение может иметь следующий вид:

Арбитражное соглашение

о передаче споров в третейский суд

г. __________                                                                                         «___»________ ____ г.

    ООО “Ромашка”, именуемое в дальнейшем «Сторона-1» в лице директора, действующего на основании Устава, с одной стороны  и ООО “Одуванчик”, именуемое в дальнейшем «Сторона-2», в лице директора, действующего на основании Устава, с другой   стороны    заключили   настоящее   Арбитражное   соглашение  о нижеследующем:

    1.  Все  споры,  разногласия  и  требования, которые возникли или могут

возникнуть между Сторонами в связи с договором подлежат разрешению в третейском суде при ________________________________________________________,         (наименование постоянно действующего арбитражного учреждения) 

находящемся  по  адресу:  _______________________________________  (далее —

Третейский        суд),        в       соответствии       с       Правилами ___________________

(наименование постоянно действующего арбитражного учреждения)

2. Решение Третейского суда является окончательным, обжалованию не подлежит, обязательно для Сторон настоящего Соглашения.

3. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами и действует до полного выполнения Сторонами всех обязательств по Договору.

4. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой Стороны.

5. Все не оговоренное в настоящем Соглашении регулируется положениями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

6. При перемене Стороны в обязательстве, в отношении которого заключено настоящее Соглашение, оно действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, а также как первоначального, так и нового должника.

7. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто (прекращено) или изменено по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

8. Адреса, реквизиты и подписи Сторон

Временные третейские суды

Такие образования, как правило, обусловлены конкретным спором и прекращают свое существование после его разрешения. В таком случае формирование коллегии происходит участниками процесса, которые согласовывают процедуру рассмотрения и организуют состав коллегии.

При этом к самому арбитру или председателю коллегии предъявляются следующие требования:

  • Возраст не менее 25 лет;
  • Юридическое образование;
  • Отсутствие судимости;
  • Отсутствие компрометирующих сведений.

Помимо этого, одним из базовых правил формирования ТС и в случае постоянного, и в случае временного характера является нечетное число участников.

В чем отличие «постоянных третейских судов» от «арбитражных учреждений»?

Действующий Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” определяет «третейский суд» как постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора.

Новый закон, опубликованный Минюстом РФ дает иное определение третейским судам. Третейский суд – это единоличный арбитр или коллегия арбитров (третейских судей». С другой стороны, то, что в действующей редакции понимается под третейскими судами, в законопроекте именуется «постоянными арбитражными учреждениями», которые определяются как действующие в соответствии с настоящим Федеральным законом юридическое лицо, на постоянной основе оказывающие услуги по администрированию арбитражного разбирательства.

В свою очередь «администрованием арбитражным разбирательством» выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, делопроизводству, администрированию вопросов сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций по разрешению спора.

Таким образом, отличие между «постоянными третейскими судами» и «арбитражными учреждениями» имеет чисто терминологический характер в связи с изменением законодательства.

Значение введения нового понятия обуславливается необходимостью более точного законодательного регулирования и проставлении акцента на статусе третейских судов (арбитражей) как некоммерческих негосударственных организаций.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным ФКЗ, и создание судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

Вследствие этого возникает правовая коллизия, что делает недопустимым дальнейшее употребление термина «третейские суды». Так, представилось целесообразным ввести новый термин «постоянные арбитражные учреждения», в определении которого давались бы комплексные характеристики, где ключевым является статус юридического лица.

О тождественном значение «третейских судов» и «постоянных арбитражных учреждений» говорится в Пояснительной записке к тексту проекта, где использование «арбитражные учреждения» связано исключительно с принятием законопроекта.

Главная » Публикации » Преимущества третейских судов перед государственными судами

Какие компетенции суда

  1. Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения. Для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод третейского суда о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность оговорки.
  2. Сторона вправе заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора.
  3. Сторона вправе заявить о превышении третейским судом его компетенции, если в ходе третейского разбирательства предметом третейского разбирательства станет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено третейским соглашением либо который не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом или правилами третейского разбирательства.
  4. Третейский суд обязан рассмотреть заявление, сделанное в соответствии с пунктами 2 и 3. По результатам рассмотрения заявления выносится определение.
  5. Если третейский суд при рассмотрении вопроса о своей компетенции выносит определение об отсутствии у третейского суда компетенции в рассмотрении спора, то третейский суд не может рассматривать спор по существу.

Ссылки по теме:

1.3 Государственная поддержка в исполнении решений

На решения суда выдается государственный исполнительный лист в течение 30-50 дней под финансовые гарантии суда. Исполнительный лист истец получает по заявлению с приложением копии судебного решения в государственном суде. Если это юридическое лицо – то в арбитражном суде того города, где зарегистрирован ответчик. Если это физическое лицо – то в суде общей юрисдикции, по месту прописки ответчика. Государственный суд при выдаче исполнительного листа не имеет права пересматривать дело по существу: он только проверяет соблюдение третейским судом процессуальных признаков. Истец передает исполнительный лист судебным приставам, которые выполняют свою работу по взысканию.

Порядок третейского судопроизводства

Право обращения в такую инстанцию имеет любое физическое или юридическое лицо, являющееся участником третейского соглашения. Как правило, рассмотрение иска происходит в одном судебном заседании.

Состав коллегии может быть определен либо регламентом организации, либо тем же соглашением. При этом в первом случае судья может быть избран сторонами процесса или назначен председателем, а во втором стороны сами предлагают арбитров, после чего те избирают председателя состава. Оговаривается также и право «суперарбитра» – решающего «слова» председателя состава в случае разногласия между судьями.

Принципами разбирательства являются:

  • Независимость;
  • Конфиденциальность;
  • Беспристрастность;
  • Законность.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путеводитель по услугам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: