5.5. Показатели эффективности корпоративного налогового планирования
Эффективность налогового планирования определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности
налоговых издержек или отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли. Показатели могут рассчитываться как в долях единицы, так и в
процентах. Совокупность показателей эффективности налогового планирования приведена в табл. 5.
Таблица 5
Показатели эффективности корпоративного налогового планирования
Однако в силу особенностей отечественной хозяйственной среды, сформулированных ранее, невозможно привести рекомендуемые значения всех
коэффициентов. Оценка эффективности возможна лишь на основе динамических расчетов, позволяющих выявить тенденции для каждой конкретной организации. Вместе с
тем в отношении показателя «налогоемкость продаж» существует следующая оценочная шкала:
-
если значение показателя составляет не более 20 %, то
налоговое
планирование может быть ограничено рамками четкого ведения бухгалтерского учета и внутреннего документооборота, использованием прямых льгот и
самообразованием главного бухгалтера; - в интервале 20–45 % налоговое планирование должно стать частью общего финансового управления и контроля, для чего
требуется привлечение специально подготовленного персонала или участие внешних налоговых консультантов (аудиторов); -
в интервале 45–70 % налоговое
планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, необходимы обязательный налоговый анализ и экспертиза организационных,
юридических и финансовых мероприятий и инноваций, вероятнее всего потребуется сотрудничество с профессиональными налоговыми консультантами, а также юристами,специализирующимися в области налогообложения и налогового права;
- если показатель превышает 70 %, вряд ли бизнес целесообразен в дальнейшем.
Очень
важное значение в налоговом планировании и в целом в корпоративном налоговом менеджменте играет
полученный результат, т. е
эффективность какой-либо оптимизации величины налогов.
Чистый финансовый результат предприятия можно выразить формулой:
ЧФ = В – З – Нп – Нс – Нпр,
где: ЧФ – чистый финансовый результат; В – выручка (включая внереализационные доходы) без НДС; З – все затраты предприятия, кроме налогов; Нп –
налог на прибыль; Нс – налоги, относимые на издержки (себестоимость или финансовые результаты); Нпр – прочие налоги, выплачиваемые из чистой
прибыли.
Обозначив ставку налога на прибыль (в процентах) Сп, можно выразить сумму налога на прибыль следующей формулой:
Нп = Сп х (В – З – Нс),
В таком случае, можно преобразовать формулу чистого финансового результата:
ЧФ = В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.
Выделим более жирным шрифтом чистый финансовый результат предприятия до оптимизации:
ЧФ = В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.
При этом курсивом выделим результат после оптимизации:
В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.
Тогда, можно рассчитать эффект (экономию) от оптимизации будет:
Э =
ЧФ –
ЧФ =
В –
В –
З +
З – Нп х (
В –
В –
З +
З –
Нс +
Нс ) –
Нс +
Нс –
Нпр +
Нпр.
Поскольку выручка до и после оптимизации одинакова (
В =
В ), то
Э =
– З +
З – Нп х (–
З +
З –
Нс +
Нс ) –
Нс +
Нс –
Нпр +
Нпр.
Эта формула позволяет оценить эффект от оптимизации налогов. При этом эффективность оптимизации зависит не столько от самого налога, сколько
от финансового состояния предприятия в целом, от его финансового результата.
Показатели налоговой эффективности, %
Показатель |
План |
Фактическое значение |
Абсолютное изменение |
Относительное изменение |
Налоговая нагрузка по методике ИФНС |
8,98 |
8,97 |
-0,01 |
99,9 |
Совокупная налоговая нагрузка |
14,65 |
14,54 |
-0,11 |
99,2 |
Коэффициент эффективности налогообложения |
42,70 |
42,39 |
-0,31 |
99,3 |
Доля налоговых отчислений в добавленной стоимости, производимой предприятием |
55,18 |
55,75 |
0,57 |
101,0 |
Коэффициент налоговой платежеспособности |
144,69 |
103,04 |
-41,65 |
71,2 |
Минимальный уровень денежных активов, обеспечивающий текущую налоговую платежеспособность организации |
2693,3 руб. |
2801,2 руб. |
107,9 |
104,0 |
Несмотря на рост налоговых и иных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в абсолютном значении, произошло незначительное снижение совокупной налоговой нагрузки на 0,11%, рассчитанной по общепринятым правилам. Налоговая нагрузка по методике ИФНС практически не изменилась и продолжает оставаться выше минимального уровня (3,8%), что уменьшает риск проведения выездных проверок предприятия.
Однако снижение коэффициента эффективности налогообложения по сравнению с планом свидетельствует об уменьшении чистой прибыли на рубль уплачиваемых налогов и взносов. Кроме того, анализ доли налоговых отчислений в добавленной стоимости, производимой предприятием, показал ухудшение данного показателя, что характеризует рост реальной налоговой нагрузки предприятия за счет увеличения уплачиваемых косвенных налогов.
К отрицательным тенденциям также следует отнести снижение коэффициента налоговой платежеспособности вследствие роста дебиторской задолженности. Он хоть и продолжает оставаться больше 100%, но находится уже в пограничной зоне. Поэтому предприятию необходимо несколько уменьшить срок предоставления товарных кредитов своим покупателям и увеличить оборачиваемость дебиторской задолженности. Минимальный уровень денежных активов, обеспечивающий текущую налоговую платежеспособность организации, также вырос и составил по факту 2801,2 тыс. руб.
Таким образом, налоговое планирование — это одна из основных составляющих финансового планирования и управления денежными потоками организации, позволяющая оптимизировать налоговые платежи при условии увеличения прибыльности компании и повышения ее платежеспособности. Дополнительной целью налогового планирования должно стать приобретение имиджа добросовестного налогоплательщика в глазах клиентов, бизнес-партнеров и государственных органов.
Элементы и этапы налогового планирования
Элементами налогового планирования являются:
- Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности в целях недопущения нарушений сроков отчетности, влекущих штрафные санкции;
- Стратегия оптимизации налоговых обязательств, в соответствии с которой разрабатывается четкий план реализации;
- Контроль дебиторской задолженности: недопущение на срок более 4 месяцев дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию или оказанные услуги;
- Контроль состояния бухгалтерского учета и отчетности для получения оперативной, объективной информации о хозяйственной деятельности в целях адекватного налогового планирования;
- Налоговые льготы и организация сделок;
- Рациональное размещение активов и прибыли организации.
Способы налогового планирования
- использование пробелов законодательства;
- применение налоговых льгот;
- выбор формы деятельности;
- правильное формирование учетной политики;
- применение офшоров;
- изменение срока уплаты налогов;
- правильная организация сделок;
- лоббирование;
- прогнозирование изменений налогового законодательства.
Этапы налогового планирования
Налоговое планирование — сложный многофакторный процесс. С некоторой долей условности принято считать, что этот процесс проходит четыре этапа.
На первом этапе, решается вопрос о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п.
На втором этапе производится выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица.
Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. Производится анализ форм сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия, правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и т. п.
На четвертом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.
Следует отметить, что 1 и 2 этапы планирования до регистрации предприятия имеют место лишь один раз, в то время как текущее налоговое планирование (3, 4 этапы) предполагает контроль обоснованности применения налоговых льгот к каждой сделке.
Безотзывное доверие
Для целей имущественного планирования безотзывный траст полезен для людей, которые хотят повысить эффективность налога на наследство. Когда человек хранит активы в этом типе траста, он / она отказывается от случаев владения, потому что он / она не может отозвать траст и забрать ресурсы. В результате, когда безотзывный траст финансируется, владелец собственности, по сути, удаляет активы из своего налогооблагаемого имущества. Трасты с пропуском поколений, квалифицированные личные фонды резидентства, доверительные фонды с сохраненной аннуитетом (GRAT), благотворительные ведущие трасты и благотворительные трасты остатка – вот некоторые из безотзывных трастов, которые используются для целей повышения эффективности налогообложения недвижимости. С другой стороны, отзывный траст неэффективен с точки зрения налогообложения, потому что траст может быть отозван, и, таким образом, активы, хранящиеся в нем, по-прежнему являются частью наследственной массы для налоговых целей.
Эти стратегии достижения налоговой эффективности ни в коем случае не являются исчерпывающим списком. Финансовые специалисты могут помочь частным лицам и предприятиям оценить наилучшие способы сокращения их налоговых обязательств.
Инвесторы с высокими налоговыми ставками часто больше заинтересованы в инвестировании с эффективным налогом, потому что их потенциальная экономия более значительна. Однако выбор наиболее эффективных с точки зрения налогообложения инвестиций может оказаться сложной задачей для тех, кто мало знает о различных типах доступных продуктов. Лучшим решением может быть обращение к финансовому специалисту, чтобы определить, есть ли способ сделать инвестиции более эффективными с точки зрения налогообложения.
Стратегическое и текущее налоговое планирование
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое (долговременный курс организации и решение крупномасштабных задач) и текущее (повседневного характера) планирование налоговых платежей.
Стратегическое планирование налогов включает в себя:
- обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики, нормативно-правовой базы и ее изменения на планируемый период;
- составление прогнозов налоговых обязательств организации, в том числе при наступлении форс-мажорных обстоятельств;
- варианты схем финансовых, документарных и товарно-материальных потоков;
- составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации;
- обязательную оценку риска различных инструментов, проработку вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;
- письменное обоснование применяемых схем с указанием налоговых последствий;
- обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности компании;
- составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.
Сущность стратегического планирования налогов – анализ различных схем налогообложения и выбор такого варианта, который лучше всего отвечает деятельности предприятия и позволяет достичь наибольшего сокращения налоговых платежей.
Текущее или оперативное планирование – действия, предпринимаемые в ходе деятельности компании, которая направлена на то, чтобы снизить уровень налоговой нагрузки. В отличие от стратегического, оперативное планирование имеет более краткосрочный характер.
Текущее налоговое планирование подразумевает такие мероприятия:
- регулярный мониторинг нормативных правовых актов и комментариев специалистов по налоговой тематике;
- составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;
- составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов организации;
- прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.
Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимы правовые системы, которые должны обновляться не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.
Анализ платежей в бюджет и внебюджетные фонды
Вид платежей |
План, тыс. руб. |
Фактическое значение, тыс. руб. |
Абсолютное изменение |
Относительное изменение, % |
Удельный вес по плану, % |
Удельный вес по факту, % |
Взносы во внебюджетныефонды |
12 518,2 |
12 876,9 |
358,7 |
102,9 |
38,73 |
38,31 |
Косвенные налоги |
14 994,1 |
15 817,6 |
823,5 |
105,5 |
46,39 |
47,06 |
Прямые налоги |
4 807,1 |
4 919,4 |
112,3 |
102,3 |
14,87 |
14,64 |
Всего... |
32 319,4 |
33 613,9 |
1 294,4 |
104,0 |
100,00 |
100,00 |
Однако увеличение абсолютного значения налоговых платежей не всегда свидетельствует об отрицательных тенденциях в работе предприятия. Проведем расчет основных показателей налоговой эффективности (табл. 4).
Таблица 4
Пример экономии НДС
Организация заключает договор с посредником на реализацию услуг физическим лицам. Агент находится на УСН. Он приобретает услугу у поставщика и реализует покупателю по более высокой стоимости и получает вознаграждение в виде разницы между ценой покупки и продажи, предполагается, что выгода в является собственностью агента полностью. В этом случае поставщик экономит на платежах в бюджет.
Поставщик передал агенту для продажи услугу стоимостью 7000 руб. и назначил вознаграждение 100 руб. Агент реализовал услугу за 10000 руб.
При условии, что и 100, и 7000 руб. являются вознаграждением, то поставщик выставил бы счет-фактуру на сумму 10000 руб. (3000 + 7000), заплатив НДС, равный 1542 руб. (10000 руб. / 118% * 18%).
По договору 3000 руб. – выгода-собственность агента и поставщик не включает ее в свой оборот. Значит, будет выставлен счет-фактура только на 7000 руб. и НДС составит 1067 руб. (7000 руб. / 118% * 18%). Значит, налоговая оптимизация достигнет 475 руб. (1542 – 1067).
Применение такой схемы не отразится на турагенте и в любом случае агент на УСН, заплатит налог в размере 186 руб.((100 руб. + 3000 руб.) * 6%).
Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования
Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.
В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:
-
Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством
-
Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами
-
Оптимизация цены сделок
-
Применение отдельных элементов налогообложения
-
Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)
-
Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения
-
Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения
Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:
-
начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
-
начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
-
списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);
-
порядок списания расходов;
-
определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.
Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:
-
налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;
-
«налоговых лазеек» – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;
-
специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.
Правила и риски налогового планирования
Налоговое планирование для предпринимателей предполагает выбор оптимальных при данных налоговых правилах форм и методов инвестирования капиталов и осуществления деятельности. При некотором упрощении налоговое планирование можно представить как следование основным правилам.
Первое: следует избегать статуса резидента в стране получения наибольших доходов, если при налогообложении доходов от зарубежной деятельности применяется принцип резидентства.
Второе: активы предпочтительнее перемещать в форме движения капиталов, а не прибылей.
Третье: при сравнении налоговых режимов разных стран больше внимания следует уделять правилам расчета облагаемого дохода, а не налоговым ставкам.
Четвертое: не следует спешить с инкассацией доходов и регистрацией прибылей, так как отсрочка налога часто равносильна освобождению от него.
Перечисленные правила обеспечивают минимизацию налоговых обязательств законным путем и посредством полного раскрытия всей информации налоговым органам. Подобную минимизацию налоговых обязательств, как правило, называют избежанием налогов. Помимо законных способов минимизация налогов может осуществляться и незаконными методами, что определяется как уклонение от налогов (tax evasion). Уклонение от налогов происходит путем сокрытия своих налоговых обязательств либо предоставления в налоговые органы ложной информации.
Риски налогового планирования
Любое налоговое планирование связано с определенными предпринимательскими рисками. Налоговые органы не поощряют действия налогоплательщиков, преследующие снижение налоговой нагрузки, даже если такие действия формально не противоречат законодательству. И это вполне понятно, поскольку цель государственного бюджета состоит в максимальном увеличении налоговых поступлений.
Острота обозначенной проблемы определяется также тем, что в действующем законодательстве не всегда можно найти четкие критерии, позволяющие в конкретной ситуации разграничить правомерную минимизацию налогообложения и незаконное уклонение от уплаты налогов. Противоречива и судебная практика, относящая одни и те же действия налогоплательщиков в одних случаях к правомерной деятельности, а в других — к разряду правонарушений.
Отсутствие законодательно установленных пределов налоговой минимизации влечет целый ряд негативных последствий:
- Отсутствие четких критериев законной налоговой минимизации является фактором, сдерживающим деловую активность хозяйствующих субъектов.
- В условиях неопределенности правовой основы минимизации налоговых платежей утрачивается доверие хозяйствующих субъектов к государственным органам, снижается авторитет государственной власти в глазах налогоплательщиков.
- С точки зрения макроэкономических процессов отсутствие пределов законной налоговой минимизации значительно снижает инвестиционную привлекательность российской экономики.
В то же время грамотное применение положений действующего законодательства, использование всех возможных льгот, прав и гарантий позволяют значительно снизить риски налогового планирования до минимального уровня. В результате достигаемый с помощью налогового планирования положительный результат оправдывает возможные налоговые риски.
Налоговое планирование
Определение
Налоговое планирование предприятия – это деятельность организации, которая направлена на уменьшение или оптимизацию налоговых выплат.
Главными задачами налогового планирования являются следующие:
- Определить налоговые обязательства перед государством в плановом периоде по каждому налогу и по предприятию в целом.
- Провести расчёт плановой себестоимости продукции.
- Разработать финансовый план для предприятия.
- Минимизировать налоговые выплаты.
- Определить объём налоговых платежей для планового периода.
- Разработать план экономического и социального развития.
Кроме того, одной из главных целей налогового планирования является ещё и повышение общего научного уровня планирования, что безусловно должно стать основанием для повышения эффективности производства.
Существует два вида налогового планирования на предприятии:
- Стратегическое.
- Тактическое.
Стратегическое планирование осуществляется на этапе создания и регистрации предприятия и главным образом оно сконцентрировано на минимизации налоговых обязательств в перспективе. Этот этап состоит из выбора организационно-правовой формы хозяйствования, вида и профиля предпринимательской деятельности, места расположения самого хозяйствующего субъекта, его филиалов и дочерних организаций, их регистрации.
В ходе данного процесса анализируется возможность использования «налоговых оазисов» – офшорных территорий и свободных экономических и торговых зон и так называемых «налоговых убежищ». Этот этап служит для возможности определить не только места, где наиболее привлекательные льготные условия налогообложения, но и места, куда можно с меньшими затратами перевести полученный доход из одной страны в другую, а также получить выгодные налоговые кредиты, избежать двойного налогообложения при условии наличия этих факторов. Данный этап служит для продумывания стратегии размещения капиталов, инвестиционной политики и финансирования.
Тактическое налоговое планирование – это процесс, который предусматривает организацию расчёта конкретных видов налогов на следующий финансовый год или среднесрочную перспективу с применением всех возможностей, которые прописаны в законодательстве для оптимизации размера налоговых выплат.
Основные направления тактического планирования на микроуровне изображены на картинке ниже.
Величина уплачиваемых налогов во многом зависит от учётной политики, которую проводит организация. В ней должны отражаться следующие аспекты:
- Способ ведения бухгалтерского учёта. Делится на два вида: по поступлению платежей, или кассовый метод, и по отгрузке, или метод счёт-фактур.
- Способ учёта амортизационных отчислений.
- Методы оценки запасов. Это могут быть ФИФО, метод средней стоимости и т.п.
В ситуации, если предприятия прибегает к ускоренным методам исчисления амортизационных исчислений, то можно говорить о получении дополнительной выгоды по налогу на прибыль и налогу на имущество организации.
Самым важным направлением по снижению налоговых платежей на предприятии можно считать строгое соблюдение действующего налогового законодательства. А его ведение просто не представляется возможным без правильного и точного ведения бухгалтерского учёта и отчётности, а также соблюдения всех норм и правил относительно налоговой системы и бухгалтерскому учёту. Соблюдение этих мер полностью обезопасить компанию от налоговых штрафов и санкций.
Изменения в пенсионных счетах с 2020 г.
В 2019 году были внесены изменения в правила относительно пенсионных счетов с принятием Конгрессом США Закона о безопасности. Ниже приведены некоторые из тех изменений, которые вступят в силу в 2020 году.
Если у вас есть аннуитет в вашем пенсионном плане, новое постановление позволяет аннуитету быть переносимым. Итак, если вы увольняетесь с работы, чтобы устроиться на другую работу в другой компании, ваш аннуитет 401 (k) может быть перенесен в план вашей новой компании. Однако новый закон устранил некоторые юридические обязательства, с которыми ранее сталкивались поставщики аннуитета, за счет уменьшения возможности владельцев счетов подавать на них в суд, если провайдер не выполняет аннуитетные платежи.
Для тех, у кого стратегии налогового планирования включают в себя передачу денег бенефициарам, новое решение может повлиять и на вас. Закон SECURE удалил положение о растягивании, которое позволяло бенефициарам, не состоящим в браке, получать только необходимые минимальные выплаты от унаследованной IRA. Начиная с 2020 года, не состоящие в браке бенефициары, унаследовавшие IRA, должны снять все средства в течение десяти лет после смерти владельца.
Хорошей новостью является то, что инвесторы любого возраста теперь могут добавлять деньги в традиционную IRA и получать налоговые вычеты, поскольку Закон снял возрастное ограничение для взносов IRA. Кроме того, требуемые минимальные распределения не должны начинаться до 72 лет – по сравнению с 70 1/2 годами ранее
В результате инвесторам важно проконсультироваться с финансовым специалистом, чтобы проверить новые изменения в пенсионных счетах и определить, повлияют ли изменения на вашу налоговую стратегию
Классификация видов налогового планирования
В различных экономических источниках налоговое планирование применяют к различным объектам и субъектам, в том числе к государству, корпорациям и компаниям, а также частным лицам. Есть также национальное и международное стратегическое планирование. Однако в большей степени нас интересуют именно корпорации и то, как они подходят к решению вопросов грамотного финансового прогнозирования.
Эксперты, работающие в сфере финансов, выделяют несколько признаков, составляющих основу грамотной классификации экономического прогнозирования. Так, виды планирования определяются в зависимости от:
- целеполагания; различают стратегическое и тактическое налоговое планирование;
- срока реализации; бывает текущее, оперативное (быстрое) и долгосрочное прогнозирование;
- объема; есть тематические и полные финансовые планы;
- этапа развития предприятия: в состоянии ликвидации, после открытия, в текущем режиме;
- объектов: вся деятельность компании, ее отдельных подразделений или только финансовых операций;
- субъектов – наружных и скрытых (внутри компании);
- формы (или содержания): классический подход или оптимизационное прогнозирование.