Отличия от добровольного закрытия фирмы
Ликвидация фирмы заключается в том, что она прекращает свое функционирование. При этом отсутствует возможность передать права и обязанности иным лицам.
Добровольная ликвидация проводится по инициативе непосредственных учредителей. Для этого они самостоятельно подают заявление в ФНС, подготавливают ликвидационный баланс, производят расчеты с контрагентами, а также выполняют другие обязательные действия. При таких условиях не требуется обращаться с иском в суд. Обычно основанием для такого процесса выступает отсутствие прибыли, достижение цели открытия фирмы или другие причины.
Что такое принудительная ликвидация ООО
Каждому бизнесмену, который хотя бы единожды сталкивался с ликвидацией компании по собственной инициативе, известно, насколько сложно это реализовать на практике. Сложность связана с большими временными затратами и необходимостью собрать массу документов. Вот почему по возможности учредители стараются осуществить принудительное закрытие ООО по инициативе Налоговой Инспекции.
Иногда принудительная ликвидация ООО – неприятный сюрприз для руководства, но зачастую оно осознанно старается подвести к такому финалу юридическое лицо. Речь идёт о закрытии компании по инициативе налоговых органов, не доводя дела до суда.
В этом случае, руководствуясь нормативными актами, Налоговая Инспекция по своей инициативе, без согласия учредителей, прекращает право ООО на ведение хозяйственной деятельности и вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ, тем самым ликвидируя компанию.
Рассмотрим самые популярные причины принудительной ликвидации:
- отсутствие лицензии, если для этого вида деятельности таковая предусмотрена;
- любые нарушения действующего законодательства;
- по счёту нет движения средств, а также отсутствует отчётность;
- у ООО нет достаточной суммы для проведения добровольной ликвидации;
- в ЕГРЮЛ более полугода имеются сведения о том, что юридическим лицом предоставлена ложная информация;
- недостоверный адрес расположения юридического лица.
Любой из этих пунктов является достаточным основанием для того, чтобы ФНС принудительно прекратила существование юридического лица.
Возможна также ликвидация непосредственно на основании решения суда. Этот способ является для контролирующих органов более долгим, но и более надёжным – оспорить решение в этом случае намного сложнее.
Этапы принудительной ликвидации
Если ООО неоднократно нарушает законодательные нормы, Налоговая Инспекция имеет полное право обратиться в суд. Предварительно потребуется не только правильно составить иск, указав все аргументы и требования, но и предоставить дополнительные подтверждающие документы. Кстати, это касается и ситуаций, когда учредители желают предотвратить ликвидацию – им также нужно предоставить ряд документов, которые помогут избежать этого.
На основании окончательного решения суда созывается специально уполномоченная ликвидационная комиссия. В её полномочия будет входить:
- закрытие банковских счетов;
- составление промежуточного баланса;
- приём и учёт требований от кредиторов;
- комплексный аудит предприятия, поиск причин ухудшения показателей работы.
После всего этого исключение юридического лица из ЕГРЮЛ происходит по такой схеме:
- уполномоченный орган принимает официальное решение о целесообразности прекращения деятельности ООО;
- собирается перечень подтверждающих документов, утверждение их;
- иск направляется в суд;
- составляется 2 вида балансов: промежуточный и окончательный.
При ликвидации ООО государственная пошлина составит 20% от той, что обычно платят при регистрации.
Последним документом является свидетельство о ликвидации компании. Оно направляется директору или главному учредителю. Учредитель общества имеет право обратиться в суд, чтобы оспорить решение.
Как действует налоговая
Зачастую упразднение производится по следующей схеме:
- выбор и формирование реестра организаций, которые в течение длительного времени (законодательно определено в зависимости от формы отчётности) не предоставляют декларации;
- запрос в банк, в котором открыт счёт предприятия. Если будет выяснено, что на счетах ООО отсутствуют финансы и никаких движений по ним не было в течение 1 года, предприятие ликвидируется;
- за 3 дня ФНС должна разместить в СМИ сообщение о том, какое ООО будет ликвидировано и в каком порядке может быть подана претензия.
Теория и практика могут значительно отличаться. Сравнительно недавно в силу вступила норма, позволяющая принудительно закрывать юридических лиц за предоставление недостоверной информации. Чаще всего это касается регистрационного адреса. С целью получить максимум сведений представители ФНС собирают лично информацию, запрашивая справки, сведения арендодателей, чтобы выявить, действительно ли адрес имеет отношение к конкретному ООО.Если будут выявлены нестыковки, предприниматели направляют официальное уведомление с требованием внести изменения в реестр. На это отводится 30 дней. Если этого времени будет недостаточно, то в базе поставят отметку о том, что данные недостоверны. В случае отсутствия какой-либо реакции предпринимателя, спустя 6 месяцев ООО будет исключено из ЕГРЮЛ.
Органы-инициаторы принудительной ликвидации предприятия
Принудительное закрытие ООО – это ликвидация в судебном порядке, осуществляемая на основании искового заявления уполномоченных органов.
Органами, которые выступают инициаторами принудительной ликвидации общества, могут быть:
- регистрирующие органы (при неполной оплате уставного капитала, а также при несоответствии заявленным требованиям учредительных документов и т.д.);
- ИФНС (при нарушении действующего налогового законодательства);
- прокуратура (при нарушении интересов общества и государства в целом, прав граждан);
- антимонопольный орган (при ведении ООО деятельности, которая направлена на ограничение конкуренции);
- государственный орган, который контролирует деятельность пенсионных негосударственных фондов (при осуществлении деятельности без лицензии);
- Центральный банк России (при осуществлении банковских операций без лицензии);
- любой гражданин или организация (при наличии задолженности в размере, достаточном для ликвидации).
На практике чаще всего встречается принудительная ликвидация по инициативе налоговых органов. В исключение не входит и ликвидация общества с нулевым балансом. В таких случаях причиной иска являются ошибки, допущенные при регистрации.
Необходимо запомнить, что принудительная ликвидация не всегда означает банкротство. При принудительном закрытии ликвидатора назначают судебные органы, и оно осуществляется на основании решения суда. В этом заключается отличие от добровольной ликвидации. В остальном же процедура совпадает.
Чтобы избежать ликвидации ООО, надо устранить причины, которые стали поводом для судебного иска. Иногда ошибку можно исправить быстро, но бывает, что невозможно предотвратить ликвидацию.
Способы ликвидации юридического лица
В зависимости от того, ликвидируется ли юридическое лицо в добровольном либо в принудительном порядке, существует несколько вариантов ликвидации, а именно:
- официальная ликвидация юридического лица с подачей документов о ликвидации в государственные органы;
- смена учредителей;
- ликвидация посредством проведения реорганизации (например, присоединением к другому юридическому лицу);
- ликвидация путем признания юридического лица банкротом.
Порядок действий при официальной (добровольной) ликвидации юридического лица закреплен в ст. 61 ГК РФ. Основным минусом при подобном способе ликвидации юрлица является налоговая проверка, в соответствии с положениями п. 11 ст. 89 НК РФ. Однако с учетом существующей судебной практики, подобная проверка вовсе не является обязательной (Постановление от 23.10.2007 № 17 АП-7152/2007-ГК). Однако риск проведения выездной налоговой проверки в некоторых случаях заставляет предпринимателей отказываться от подобного способа.
Смена учредителей является одним из самых легких и безопасных способов ликвидации юридического лица. Строго говоря, при смене учредителей как таковой ликвидации юридического лица не происходит. Полномочия текущего учредителя и главного бухгалтера передаются иным лицам путем подписания соответствующего договора. Такой способ ликвидации позволяет избежать выездной налоговой проверки и может быть реализован всего за 1-2 недели.
Однако при всех своих плюсах данный способ имеет ряд недостатков, к которым можно отнести:
- юридическое лицо продолжит существовать и числиться во всех государственных реестрах и оставаться на учете в налоговой инспекции;
- его деятельность может быть подвергнута проверке за последние три года. Кроме того, велика вероятность проведения встречной проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Ликвидация посредством проведения реорганизации является более безопасным способом, чем смена учредителей. Реорганизуемое юридическое лицо вливается в состав иной организации и при этом прекращает свое существование. При данном способе ликвидации юрлицо снимается с учёта в налоговой инспекции и иных государственных органах. В ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении деятельности юрлица, одновременно с этим в реестр так же вносится запись о правопреемстве.
Реорганизация может быть обжалована в суде, например кредиторами. Однако при правильном выполнении всех установленных в законе действий реорганизацию бывает оспорить довольно трудно, что позволяет провести надежную ликвидацию компании без негативных последствий.
Ликвидация путем банкротства является наиболее сложным и неоднозначным способом. Если в процессе банкротства юридического лица будет допущена даже небольшая ошибка, это может повлечь за собой длительные судебные разбирательства, а в некоторых случаях, может стать основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Банкротство осуществляется путем заключения ряда гражданско-правовых договоров (аренда, купля-продажа, залог),по которым все активы юридического лица передаются иным юридическим или физическим лицам. А кредиторская задолженность и иные пассивы продолжают числиться за тем юридическим лицом, которое впоследствии будет обанкрочено. Таким образом, когда имеющегося у юридического лица имущества будет явно недостаточно для того, чтобы расплатиться по долгам, производится процедура банкротства, которая осуществляется в судебном порядке через арбитраж в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
К недостатку для способов ликвидации юридического лица без подачи документов в государственные органы (реорганизация, смена учредителей) относится следующее обстоятельство — вероятность признания данной сделки мнимой по основаниям, установленным в ст. 170 ГК РФ.
Выбор способа ликвидации юридического лица целиком и полностью остается на усмотрении его собственника. Однако для уменьшения рисков, возможных потерь времени и денег, а в ряде случаев привлечения к уголовной ответственности, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному юристу. Наши специалисты имеют обширную и успешную практику ведения таких дел, помогут разобраться с возникшей проблемой в краткие сроки независимо от того, проживаете ли вы в Москве или другом регионе России.
Порядок и виды реорганизации юридических лиц
Выделяют следующие виды реорганизации:
- добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.
- принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.
Так, в соответствии со ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Федеральная антимонопольная служба РФ может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. Если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).
В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» на антимонопольные органы возложено осуществление контроля над реорганизацией в форме слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:
- заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, воздаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
- учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
- решение о реорганизации юридического лица;
- договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;
- передаточный акт или разделительный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в срок не более чем пять рабочий дней. При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации.
Очерёдность возврата
По истечении двухмесячного срока после объявления о ликвидации комиссия закрывает реестр и прекращает приём заявлений от кредиторов. После этого все внесённые в него обязательства подлежат удовлетворению в следующей очерёдности:
- в первую очередь — возмещение материального и морального вреда, причинённого жизни и здоровью третьих лиц;
- во вторую — задолженность по заработной плате и компенсациям, связанным с осуществлением трудовой деятельности;
- в третью — налоги, штрафы и другие обязательные платежи в государственный бюджет;
- в последнюю очередь удовлетворяются требования контрагентов по сделкам, банков, частных лиц и других субъектов, перед которыми должник имеет непогашенные денежные обязательства.
Компания рассчитывается с долгами за счёт имеющихся финансов и имущества. Расчёт может производиться в денежном или натуральном выражении. При отсутствии или недостаточности ресурсов для выплат прибегают к процедуре банкротства.
Понятие и способы реорганизации юридических лиц
Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.
Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК РФ.
1. Слияние – объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
2. Присоединение – «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.
3. Разделение – образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц. При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.
4. Выделение – образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.
5. Преобразование – прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.
При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении – разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации (ст. 59 ГК РФ).
Последствия ликвидации
Процедура ликвидации имеет последствия и зависит от выбранного способа закрытия. При добровольной ликвидации возможен исход, при котором не будет неприятных последствий, однако, при этом вся документация должна быть в порядке
Особое внимание нужно уделить бухгалтерским бумагам
Более подробно последствия процедуры ликвидации представлены в таблице:
Добровольное закрытие | Принудительное закрытие или принудительное банкротство | Признание себя банкротом |
Отсутствие ответственности | Возможно привлечение к уголовной, административной и прочим видам ответственности | Отсутствие ответственности |
Долги выплачиваются в установленном порядке по мере реализации имущества | Мера воздействия на организацию по исполнению обязательств | Законное избежание выплаты долгов |
Сохраняется репутация фирмы | Репутация испорчена | Сохраняется репутация фирмы |
Принудительная ликвидация юридического лица
Обязать руководство юридического лица, начать процесс ликвидации возможно в следующих ситуациях:
- Если сумма уставного капитала была уменьшена;
- Если руководство компании не начинает самостоятельную ликвидацию в случаях, когда по закону должны быть проведены подобные мероприятия. Например, сумма капитала организации стала выше, чем стоимость ее активов;
- Если регистрирующий орган обладает недостоверной информацией о фактическом месте нахождения компании. По месту регистрации предприятия направляется письмо с просьбой сообщить верный адрес. В случае если в период установленного времени ответ не получен, то регистрирующий орган вправе обратиться в суд с ходатайством о закрытии юридического лица;
- Образование юридического лица происходило с нарушениями установленных правил. Например, выявлен факт отсутствия одобрительного решения антимонопольного комитета;
- Организация неоднократно нарушает права интеллектуальной собственности и прочее.
Основания судебной ликвидации
Основания ликвидации ООО, как и других компаний, указаны в ГК РФ и иных нормативно-правовых актах, при этом они разделены на группы согласно компетенции органов власти, уполномоченных обратиться в суд при выявлении позволяющих это сделать юридических фактов.
Поводами (причинами) для принудительной ликвидации могут быть следующие обстоятельства:
- Данные о том, что при создании и регистрации ООО были допущены нарушения закона, позволяющие признать регистрацию недействительной. Незаконное использование юридического адреса, нарушение порядка создания ООО, его учреждение не имеющим на это право лицом, представление ложных, ошибочных сведений при регистрации и другие факты могут стать причиной обращения в суд для признания регистрации компании недействительной. Получение по этому поводу положительного судебного решения становится основанием для второго судебного процесса – о принудительной ликвидации. В большинстве случаев оба процесса инициируются налоговым органом или прокуратурой, иногда первый процесс – лицом, права и интересы которого нарушены в результате создания и (или) регистрации ООО.
- Осуществление деятельности, в том числе отдельных ее видов, без специального разрешения, получение и наличие которого обязательны в данном случае. Здесь речь может идти об отсутствии лицензии, допуска СРО к определенным работам или в целом членства в саморегулируемой организации, что говорит о незаконности осуществляемой ООО деятельности. Инициатором иска может быть налоговый орган, прокуратура, органы следствия, местные и другие органы власти, контрольно-надзорные инстанции, компетенция которых позволяет в сложившейся ситуации предъявить иск о принудительной ликвидации ООО.
- Осуществление деятельности, которая запрещена законом, нарушает Конституцию РФ либо ведется с неоднократным или грубым нарушением нормативно-правовых актов. Это наиболее обширная группа оснований для подачи иска о принудительной ликвидации ООО, перечень которой в ГК РФ определяется только в общих чертах. Инициатором иска может быть орган власти в пределах своей компетенции и исходя из характера выявленного нарушения. Одни из частых причин принудительной ликвидации по этой группе оснований – неоднократное непредставление регламентной отчетности, незаконные финансовые операции, несоблюдение порядка оплаты уставного капитала, оборот запрещенных объектов (наркотики, оружие и т.п.), другие нарушения ограничений, запретов, установленного порядка.
- Существенные трудности или невозможность осуществления деятельности, а в целом невозможность достижения целей, ради которых Общество было создано. Эта группа оснований – единственная, позволяющая участнику или участникам ООО предъявить иск о принудительной ликвидации компании. Правда, ее применение в отношении любых коммерческих предприятий, как правило, рассматривается лишь теоретически. При наличии указанных причин проще, быстрее и выгоднее добровольно ликвидировать фирму, чем обращаться в суд. Ликвидация ООО по решению суда, учитывая ее особенности, только всё усложнит и повлечет дополнительные затраты.
В качестве особых применительно к ООО оснований принудительной ликвидации можно отнести обстоятельства, препятствующие ведению деятельности в этой организационно-правовой форме, и не устраненные в установленном законом порядке. К ним относятся, например, положения закона о недопустимости превышения количеством участников 50 лиц или появления у ООО в статусе единственного участника другого Общества, также имеющего только одного участника (акционера). Нарушение указанных положений не влечет возникновения безусловного основания для ликвидации компании, но ставит ее перед выбором – либо устранить нарушение, в том числе путем преобразований, либо поставить себя под угрозу принудительной ликвидации.
Банкротство ООО — итог
Итак, как же признать организацию банкротом? В этом случае на этапе составления ликвидационного баланса обнаруживается, что данная организация не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Даже в том случае, если все имущество будет продано. Поэтому бумаги направляются в арбитражный суд.
Если ликвидатор подал заявление самостоятельно, а не кредиторы или налоговые службы, то это хорошо. В этом случае через месяц происходит первое судебное заседание. Оно состоялось. За ООО организовано наблюдение. Оно существует для того, чтобы проверить заявление о банкротстве на возможные фиктивные махинации с целью получения прибыли. Если оное не было обнаружено, то происходит конкурсное производство. Удовлетворяются требования кредиторов. Если остаются какие-то долги, их чаще всего списывают, а само ООО ликвидируют.
Существует более упрощённая форма данного судопроизводства. Если в процессе ликвидации было обнаружено банкротство и оно подтверждено, тогда документы направляются в суд. В этом случае слежки нет. Сразу же происходит раздача денежных средств кредиторам на конкурсной основе. Данная процедура привлекательнее тем, что требует меньшего количества времени для решения. Однако однозначно назвать ее наилучшим решением нельзя.