Аттестация рабочих мест в офисе

Административная ответственность

Штрафные санкции за не проведенное СОУТ 2020 по сравнению с 2019 годом не изменились и составляют:

  • Для сотрудников, отвечающих за спец-оценку, – от 5 000 до 10 000 рублей, или предупреждение.
  • Для ИП – от 5 000 до 10 000 рублей.
  • Для предприятий – от 60 000 до 80 000 рублей.

Если спец-оценка проведена, но декларация своевременно не представлена в Минтруд, то в этом варианте назначаются более высокие штрафы:

  • Для сотрудников, отвечающих за спец-оценку, – 20 000 до 50 000 рублей, или отстранение от работы на 1 – 3 года.
  • Для ИП – от 30 000 до 50 000 рублей.
  • Для предприятий от 100 000 до 200 000 рублей.

Уголовная ответственность

Если отсутствие СОУТ привело к смерти сотрудника в учреждении или понижение его здоровья, то руководитель и ответственное лицо за ОТ могут привлекаться к уголовному наказанию (ст. 143 В УК РФ), выражаемого штрафами или лишением свободы:

  1. При нанесении ощутимого ущерба здоровью работающего лица, штраф может составить 400 000 рублей и более, или до одного года лишения свободы (ч. 1)
  2. При нарушении, повлекшего гибель работающего лица – до 4-х лет лишения свободы (ч. 2).
  3. Если правонарушение привело к гибели 2-х работников и более – до 5 лет заключения в тюрьму (ч. 3).

Периодичность проведения

Как и в случае с СОУТ, периодичность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда составляла 5 лет.

Положениями пункта 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено, что если организация провела АРМ до вступления в силу указанного Федерального закона, СОУТ разрешено не проводить в течение пяти лет со дня завершения АРМ. Но если возникнут обстоятельства, по которым необходимо провести внеплановую СОУТ, спецоценку придется проводить, не дожидаясь окончания планового срока.

Как часто проводится аттестация рабочих мест или СОУТ, решает работодатель: хоть ежегодно. Но не реже чем один раз в 5 лет и каждый раз при возникновении условий, обязывающих работодателя провести внеплановую СОУТ.

Основания для проведения внеплановой СОУТ остались те же, что и для АРМ, за исключением нового независимого обстоятельства в виде несчастного случая на производстве. Полный перечень оснований для внеплановой СОУТ указан в статье 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

Новые гарантии и компенсации работникам за труд во вредных или опасных условиях

Гарантии

Показатель

Условия предоставления

Возможность увеличения еженедельной продолжительности рабочего времени

(ч. 3 ст. 92 ТК РФ)

С 36 до 40 часов в неделю с выплатой работнику денежной компенсации

Условия труда на рабочих местах по результатам специальной оценки отнесены:

  • к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени;
  • опасным

Возможность увеличения ежедневной продолжительности рабочего времени

(ч. 3 ст. 94 ТК РФ)

При 36-часовой рабочей неделе — с 8 до 12 часов.

При 30-часовой рабочей неделе и менее — с 6 до 8 часов

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

(ст. 117 ТК РФ)

Минимальная продолжительность — 7 календарных дней

Условия труда по результатам специальной оценки отнесены:

  • к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени;
  • опасным

Повышенная оплата труда работников (ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 ТК РФ)

Минимальный размер повышения оплаты труда — 4% тарифной ставки (оклада)

Работники заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Если по результатам спецоценки будет подтверждено, что работникам обеспечены безопасные условия труда, гарантии и компенсации не предоставляются (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

Повторные нарушения

  1. Для сотрудников, отвечающих за спец-оценку, – от 30 000 до 40 000 рублей, или отстранение от работы до 3-х лет.
  2. Для ИП – от 30 000 до 40 000 рублей, либо приостановка деятельности на период до 3-х месяцев.
  3. Для предприятий – от 100 000 до 200 000 рублей либо приостановка работы на период до 3-х месяцев.

Как избежать наказания, если СОУТ не провели вовремя?

Финансовое взыскание за невыполнение СОУТ в 2020 году является мерой принуждения руководителей учреждений, не стремящихся обследовать факторы на производстве, влияющие на здоровье персонала. Санкции возлагаются на лиц, отвечающих за ОТ, и на учреждения.

Официальные данные свидетельствуют, что на сегодняшний день спец-оценка проведена в установленное время на 72% рабочих мест. Остальные 28% предприятий и ИП, скорее всего будут привлечены к штрафу, после внеплановых проверок.

В то же время, Минтруд дал обещание не прибегать к немедленному наказанию правонарушителей. В разъяснениях Минтруда от 16.01.2019 отмечено, что целью чиновников является выяснение реального положения на рабочих местах, а не наказание предпринимателей. Поэтому, накануне проверок, предпринимателям будут разосланы официальные предупреждения о соблюдении требований ОТ, где будут предоставлены сроки для устранения недостатков по выполнению СОУТ. Санкции последуют, если работодатель проигнорирует предупреждение.

Законодательное регулирование

В настоящий момент в законодательстве общепринятый термин «аттестация рабочих мест» заменен на новое понятие – СОУТ (специальная оценка условий труда). Термин используется в профессиональных кругах, а на практике по-прежнему применяется понятие «аттестация рабочих мест».

Основным законодательным актом, регламентирующим вопрос проведения аттестаций, является № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно этому закону, каждый работодатель в обязательном порядке должен проводить систематические аттестации рабочих мест с целью выявления возможных нарушений, опасных и вредных факторов.

Подобные проверки позволяют повысить уровень безопасности работников и улучшить условия их труда.

Ст. 226 ТК гласит, что работодатели обязаны выделять определенную сумму денежных средств на обеспечение надлежащих условий труда.

Ст. 212 ТК определяет, что в обязанности работодателя входит проведение аттестации рабочих мест, сертификации работ по охране труда.

Постановлением Минтруда утверждены «Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда».

Если работники не согласны с результатами спецоценки

Что делать работникам, если они не согласны с результатами спецоценки?

С результатами проведения спецоценки работодатель должен ознакомить работников под роспись (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ).

Если работники не согласны с результатами спецоценки, они могут обратиться для проведения экспертизы ее качества:

  • в территориальное отделение Роструда;
  • трудовую инспекцию по месту нахождения работодателя.

Это следует из ч. 1 ст. 5 и ст. 26 Закона N 426-ФЗ.

Работники также вправе подать иск в районный суд по месту нахождения специализированной организации, проводившей спецоценку (п. 1 ч. 1 ст. 22 и ст. 24 ГПК РФ).

Может ли работодатель вносить изменения в карту спецоценки условий труда?

В каком объеме должна содержаться информация о СНИЛС работников? Достаточно ли указывать только номер или указывать Ф.И.О. работников? Кто вносит в строку 021 изменения в связи с увольнением или принятием работника? Как оформить данные изменения? Можно ли эксперту при оформлении карты оставлять строку 021 незаполненной для последующего заполнения этих данных работодателем?

Карта спецоценки условий труда на рабочем месте входит в разд. III отчета о проведении спецоценки условий труда. Такой отчет составляет организация, проводящая спецоценку условий труда (ч. 1 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).

Примечание. Форма отчета о проведении спецоценки условий труда утверждена Приложением N 3 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.

В строку 021 карты специальной оценки условий труда заносится только страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации (измерений (исследований) производственных факторов).

Если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, то внесенный в карту специальной оценки условий труда СНИЛС не может быть изменен.

СНИЛС нового работника будет указан только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда.

Примечание. Читайте в электронном журнале «Зарплата» (e.zarp.ru) в 2015 г.

Как оформить результаты спецоценки по условиям труда.

В каком объеме предоставить работникам гарантии по результатам спецоценки.

Этапы процедуры

Процесс начинается с создания аттестационной комиссии с нечетным количеством членов. Работодатель утверждает график работы комиссии и перечень запланированных мероприятий.

Основные этапы:

Обнаружение вредных, опасных факторов. Эксперты изучают состояние оборудования, исправность инструментов, наличие защитных костюмов, условия работы в производственных помещениях, статистику несчастных случаев и т.д.

Полученные данные сравниваются с показателями прошлых проверок

Важно отметить, что выявление опасных, вредных факторов на тех рабочих местах, на которых они были выявлены ранее, не требуется. Подобные проверки не производятся и на рабочих местах сотрудников, вышедших на пенсию досрочно, либо получающих компенсационные выплаты за вредные или опасные условия труда.

Изучение выявленных факторов

Эксперты производят необходимые измерения, испытания. Выявляются определенные показатели вредности, опасности труда.

Классификация условий труда (по вредности и опасности). Изучение полученных показателей позволяет экспертам отнести условия труда на рабочем месте к определенному классу и подклассу.

Существует 4 основных класса условий труда на производстве:

  1. оптимальные (нормальные условия, соответствующие существующим стандартам);
  2. допустимые (незначительное воздействие на организм, которое проявляется исключительно на рабочем месте и пропадает после ухода с рабочего места);
  3. вредные (воздействие на здоровье сотрудников неблагоприятных условий труда может привести к профессиональным заболеваниям, вызывающим частичную или полную потерю трудоспособности);
  4. опасные (высокая вероятность появления профессиональных заболеваний, получения травм, либо появления угрозы для жизни).

Работникам на вредных условиях положены различные привилегии, в том числе и дополнительный отпуск.
Подробнее об этом здесь.

Законодательство

На сегодняшний день осуществление специальной оценки условий труда (СОУТ) выполняется согласно следующих законодательных норм РФ:

  1. Закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 (ред. от 27.12.2019)
  2. Трудового кодекса (ТК) РФ.
  3. КоАП РФ (ст. 5.27.1).
  4. Уголовного кодекса (ст. 143 УК).
  5. Правительственного распоряжения РФ № 290 от 14.04.2014.

Кто обязан провести СОУТ?

Осуществление СОУТ относится к обязанности каждого учреждения (ст. 212 ТК РФ). Целью спец-оценки является обеспечение безопасности персонала на работе, выявление гарантий и компенсационных выплат работающему лицу за вредные или опасные трудовые условия, предусмотренные ТК РФ.

Выполнение СОУТ обязаны осуществлять следующие юр. лица:

  1. Учреждения, в прошедшее время не выполнившие АРМ либо период действия итогов аттестации завершен.
  2. Предприятия, где созданы новые места работы (без учета удаленной работы) или изменен производственный цикл.
  3. Также, рекомендуется осуществить СОУТ для рабочих мест, где трудится персонал, претендующий на преждевременную пенсию.

Полный список учреждений, получивших право на осуществление СОУТ и АРМ, можно получить на сайте Росминтруда.

Кто подвергается процедуре?

Аттестация направлена на оценку организации работы на конкретном предприятии, по этой причине ответственность за результаты проверки несут должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение надлежащих условий труда в организации.

При незначительной численности сотрудников (менее 50 человек) отвечать за охрану труда может:

  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работник;
  • организация, либо специалист по охране труда, сотрудничающие с работодателем по гражданско-правовому договору.

На предприятиях с численностью сотрудников свыше 50 человек должна быть создана отдельная служба по охране труда, либо, как минимум, введена должность специалиста по охране труда.

По умолчанию обязанность по охране труда закрепляется за непосредственным руководителем организации. Если речь идет об ИП, то ответственным лицом автоматически становится сам индивидуальный предприниматель.

Обзор документа

Минтруд России разъяснил вопросы проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) в организациях микро- и малого бизнеса, а также у ИП.

СОУТ проводится всеми работодателями. Приведены случаи, когда ИП вправе не проводить СОУТ.

В отношении рабочих мест, на которых по результатам СОУТ не выявлены вредные или опасные производственные факторы, подается декларация. Разъяснены порядок ее подачи и срок ее действия.

Также разъяснен срок проведения СОУТ в отношении вновь образованных в 2018 г. рабочих мест.

Даны пояснения по внедрению механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о СОУТ.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Кто проводит аттестацию?

Аттестация проводится самим работодателем при содействии аттестующей организации. В качестве аттестующей организации выступает юридическое лицо, аккредитованное на проведение подобного рода проверок.

Факт сотрудничества между сторонами подтверждается заключенным двусторонним гражданско-правовым договором. На основании этого договора юридическое лицо за определенное вознаграждение производит все необходимые измерения, а также оценку условий труда работников.

На основании проверки делается вывод о соответствии условий труда в организации существующим государственным нормативам, о наличии нарушений, либо опасных и вредных производственных факторов.

Организация, привлеченная к сотрудничеству, должна не иметь никакого отношения к работодателю. То есть быть полностью независимой в проведении своих исследований.

Закон не запрещает привлекать к аттестации несколько сторонних организаций. Работодатель в таком случае может распределить между ними определенное количество рабочих мест, либо разделить спектр выполняемых на основании договора работ.

Для проведения процедуры работодатель создает аттестационную комиссию, в состав которой входят:

  1. представители работодателя (руководители отделов, юристы, кадровые работники, медицинские работники и т.д.);
  2. специалист по охране труда;
  3. представители профсоюзной организации (либо другого существующего объединения работников);
  4. сотрудники аттестующей организации.

Возглавляет комиссию представитель работодателя. Состав комиссии, а также график проведения работ утверждаются приказом работодателя.

Функции аттестационной комиссии:

  • руководство процессом;
  • осуществление контроля за проведением работ;
  • формирование пакета документов, необходимых для проведения процедуры;
  • составление списка рабочих мест, подлежащих проверке;
  • проведение специальных мероприятий, направленных на изучение условий труда (определение наличия вредных факторов на производстве, измерение уровня травмоопасности, определение наличия специальной одежды у работников, изучение состава оборудования и сырья, сравнение полученных показателей с показателями прошлых проверок и т.д.);
  • присвоение номеров рабочим местам;
  • заполнение карт аттестации;
  • подписание карт;
  • подготовка предложений по внесению изменений, либо дополнений в трудовые договора сотрудников;
  • оценка полученных результатов;
  • разработка плана мероприятий, направленных на повышение уровня охраны труда.

Для кого есть исключения?

В 2020 году учреждения освобождены от СОУТ и штрафных санкций, если:

  1. Нормативами предусмотрено осуществление внеплановой проверки (ст. 17 закона 426-ФЗ).
  2. Требуется оценка присутствия вредных условий на незанятых местах работы (Письмо Минтруда № 15-1/ООГ-1041 от 14.03.2016).
  3. Предприятие существует меньше года (сроки, взысканий за не выполнение СОУТ, в таком варианте сдвигаются).
  4. Предприятие заключило трудовые соглашения с работающими лицами удаленно и на дому (такие места работы не аттестуются) (ст. 3 закона 426-ФЗ).
  5. Работодателем является физлицо, не зарегистрированное, как ИП, либо получило регистрацию, как религиозное собрание (ст. 3 закона 426-ФЗ).

В остальных вариантах предприятия обязаны организовать СОУТ, с определением класса опасности, решением проблем со средствами защиты, компенсированием за вредность и прочими гарантиями.

Предприятия, не осуществившие СОУТ, подвергаются штрафным санкциям или более жестким мерам наказания.

Сроки для проведения СОУТ

Очередная дата проведения СОУТ – не позже, чем через 5 лет после сдачи декларации по результатам предыдущей проверки. Однако, если на протяжении 5-тилетнего времени не было зарегистрировано несчастных случаев и производственных заболеваний, срок действия декларации пролонгируется автоматом еще на 5 лет. На это же время откладывается выполнение очередной СОУТ.

При этом, документального подтверждения пролонгирования не требуется (распоряжение Минтруда № 15-1/ООГ-1968 от 30.08.19).

Законодательная база

Замена прежней аттестации новым пакетом мероприятий была обусловлена необходимостью создания более прогрессивной технологии, максимально приближенной к мировой практике. Поэтому с 1 января 2014 г. вступил в действие новый ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда». Его положения регламентируют последовательность выполнения процедуры, формируют требования к проводящим ее экспертам, формулируют критерии исследования.

Главным отличием СОУТ от ранее действующей системы аттестации служащего персонала учреждения является отказ от предоставления стандартных гарантий и компенсаций, доскональное изучение опасности фактического воздействия негативных факторов на состояние здоровья каждого сотрудника. Для этого комиссия в рамках проверки выполняет следующие мероприятия:

  • изучает предоставленные работодателем данные;
  • обследует имеющиеся в наличии рабочие места;
  • опрашивает работников и их руководителей.

Важным преимуществом СОУТ над прежней аттестацией является введение таких новшеств.

  1. Снижение нагрузки на администрацию предприятий, предоставляющих нормальные условия для трудовой деятельности персонала. Теперь она освобождается от регулярного выполнения дорогостоящей процедуры и отчисления взносов по страховке.
  2. Усиление контроля и ужесточение требований к владельцам вредных производств. Их обязуют доступными средствами улучшать условия трудовой деятельности и сокращать рабочие места с вредоносным производственным микроклиматом.

Установление соответствия наименования профессий и должностей служащих ОКРБ «Занятия», ЕТКС и ЕКСД

Аттестационной комиссии необходимо установить соответствие наименования занятий Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» и характера фактически выполняемых работ характеристикам работ, приведенным в соответствующих выпусках Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД).При наличии имеющихся несоответствий подготавливает предложения о внесении изменений в штатное расписание, трудовые книжки работников и другие документы (подп.5.4 п.5 Положения о порядке проведения аттестации).

Данное требование не пустая формальность, поскольку имеют место случаи (в различных организациях), когда наименование указанной в штатном расписании профессии или должности взято, например, из зарубежных источников («более современно звучит») и не соответствует требованиям национального законодательства.

Обратите внимание!При обнаружении несоответствий необходимо внести изменения в штатные расписания, трудовые книжки работников и другие документы.

Какие места не проверяются

Существует много споров по поводу того, какие рабочие места должны проходить процедуру аттестации, а какие не должны. Выше мы уже рассматривали три варианта рабочих мест, которые не нужно аттестировать вообще: для удаленных работников, для надомных и если вы не являетесь предпринимателем, но нанимаете помощников. Но во время оценки эксперты и работодатели проверяют не все 100% рабочих мест. К примеру, если это офис, оборудованный одинаковой мебелью и инструментарием, то достаточно проверить только 20% рабочих мест (но не менее двух).

Напоследок рассмотрим, во сколько обходится подобные мероприятия. Цена разнится в зависимости от региона и прочих условий, но в целом по состоянию на 2020 год организации берут 500–1000 рублей за проверку одного места. Работодатель должен понимать, что это не все расходы, которые он понесет. Если место будет признано вредным или опасным, то увеличатся отчисления в соцстрах. Если оно будет признано недостаточно безопасным, то придется проводить модернизацию и улучшать условия. Перед тем как подписывать договор с организацией, убедитесь, что она, вообще, имеет право проводить подобную оценку.

Сохранение гарантий, установленных по результатам аттестации рабочих мест

До вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870. Их уровень и порядок предоставления нужно сохранить до улучшения условий труда, подтвержденного результатами специальной оценки.

Примечание. Работник принят на вредную работу в 2014 г.

Гарантии и компенсации за вредную работу сотрудникам, принятым в 2014 г. на вредную или опасную работу, предоставляются по правилам, действующим с 1 января 2014 г. То есть при соблюдении определенных условий у работодателя есть возможность увеличить продолжительность:

  • еженедельной работы с 36 до 40 часов (ч. 3 ст. 92 ТК РФ);
  • ежедневной работы. Например, при 36-часовой рабочей неделе — с 8 до 12 часов (ч. 3 ст. 94 ТК РФ).

По общему правилу результаты аттестации действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Однако компания вправе провести специальную оценку до истечения этого срока (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Возможно, по результатам спецоценки будет отмечено улучшение условий труда и уменьшен итоговый класс (подкласс) условий труда на каких-то рабочих местах. В этом случае уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на этих рабочих местах, можно пересмотреть.

Стоимость

В 2020 году стоимость проведения аттестации рабочих мест (СОУТ) по-прежнему определяется несколькими параметрами:

Цена договора с организацией, которая непосредственно проводит СОУТ. В цену обычно входит:
стоимость исследований и замеров;
использование специальной аппаратуры;
командировочные сторонних специалистов и т. д.

Размер издержек по результатам аттестации и рационализации рабочих мест:
если установят классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в Пенсионный фонд, надбавки и компенсации для работников;
приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т. д.

Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест или несвоевременное проведение СОУТ (результаты АРМ можно оспорить и признать не соответствующими действительности)

При выборе организации обратите внимание на ее уставные документы (код ОКПД2 для аттестации рабочих мест — 71.20.19.130), сведения о ней обязательно присутствуют в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Региональный фактор тоже влияет на стоимость аттестации рабочих мест по условиям труда: цены в Москве и Сыктывкаре отличаются.

Кто проводит положенную спецоценку?

Данная проверочная процедура регулируется разными законодательными нормативами:

  1. Приказ Минтруда России N 103н – прописана отмена ранее применяемого порядка проверки места работы, которая фиксируется в документах, как СОУТ.
  2. Федеральный закон N 426-ФЗ– обозначены новые правила проведения аттестации.

Ранее проверялись места трудовой деятельности, в которых были использованы разные несущие опасность профессиональные устройства, разного назначения инструменты и используемое оборудование. Вопрос о том, нужно или нет проводить проверку офисных помещений и рабочих мест, носил исключительно дискуссионный характер.

Важно! В 2014 года было принято решение проверять все без исключения рабочие места. Спецоценку следует проводить каждому работодателю, вне зависимости от статуса и производственных объемов

Говоря иными словами, если предприниматель работает сам на себя, но использует при этом даже небольшое офисное помещение, стол и стул, он обязан провести проверку. Исключением из данного правила являются такие рабочие зоны:

Спецоценку следует проводить каждому работодателю, вне зависимости от статуса и производственных объемов. Говоря иными словами, если предприниматель работает сам на себя, но использует при этом даже небольшое офисное помещение, стол и стул, он обязан провести проверку. Исключением из данного правила являются такие рабочие зоны:

  • работающие на дому;
  • устроенные на удаленную работу;
  • сотрудник, нанятые лицом без оформленного ИП.

Если предприниматель не подпадает под перечисленные исключения, он должен проводить спецоценку в обязательном порядке

При этом важно четко соблюдать установленные временные периоды

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путеводитель по услугам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: