ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: УЧЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н утверждены новые федеральные стандарты бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 Основные средства и ФСБУ 26/2020 Капитальные вложения. В связи с этим 01.01.2022 утрачивают силу следующие действующие в настоящий момент нормативные документы по основным средствам:
- Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н (в ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (далее — Приказ № 26н);
- Приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н (в ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (далее — Приказ № 91н).
Новые стандарты (ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020) применяются начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г., однако организация может принять решение о применении новых правил до указанного срока, то есть с 01.01.2021.
К СВЕДЕНИЮ
Согласно ФСБУ 6/2020 первоначальная стоимость объекта основных средств увеличивается на сумму капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением этого объекта.
Ранее по ПБУ 6/01 (п. 14) изменение первоначальной стоимости основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускалось в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Восстановление объекта основных средств (ОС) может осуществляться посредством реконструкции, дооборудования, модернизации и ремонта.
Реконструкция — это изменение параметров основных средств, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Модернизация — совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств, повышению технического уровня и экономических характеристик объекта путем замены его конструктивных элементов и систем на более эффективные.
Дооборудование — дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы. Раздельное их применение будет невозможно.
Ремонт представляет собой комплекс ремонтно-строительных и ремонтно-реставрационных работ, выполняемых для:
- устранения неисправностей (восстановления работоспособности) объектов основных средств;
- поддержания технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов (срок полезного использования, мощность, качество применения, количество и площадь объектов, пропускная способность и др.) на изначально предусмотренном уровне;
- проведения некапитальной перепланировки помещений и т. д.
Реконструкция, дооборудование и модернизация приводят к увеличению стоимости основных средств, ремонт стоимость ОС не увеличивает (ст. 257, 260 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ).
ЧТО ОТНОСИТСЯ К КАПИТАЛЬНЫМ ВЛОЖЕНИЯМ ПО ФСБУ 26/2020
ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учете информации о капитальных вложениях организаций.
Нужно отметить, что стандарт, посвященный учету капитальных вложений, принят впервые. Он не отменяет Положение по учету долгосрочных инвестиций от 30.12.1993 № 160 (далее — Положение № 160), которое может применяться в части, не противоречащей стандарту.
Под капитальными вложениями понимают затраты организации на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов основных средств. К капитальным вложениям относятся, в частности, затраты на:
- приобретение имущества, предназначенного для использования непосредственно в качестве объектов основных средств или их частей либо для использования в процессе приобретения, создания, улучшения и (или) восстановления объектов основных средств;
- строительство, сооружение, изготовление объектов основных средств;
- коренное улучшение земель;
- подготовку проектной, рабочей и организационно-технологической документации (архитектурных проектов, разрешений на строительство и др.);
- организацию строительной площадки;
- осуществление авторского надзора;
- улучшение и (или) восстановление объекта основных средств (например, достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция, замена частей, технические осмотры, техническое обслуживание);
- доставку и приведение объекта в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию в запланированных целях, в том числе его монтаж, установку;
- проведение пусконаладочных работ, испытаний.
Капитальные вложения признаются в бухучете при одновременном соблюдении следующих условий:
- понесенные затраты обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией (достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана) в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
- определена сумма понесенных затрат или приравненная к ней величина.
Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 № ИС-учет-28 Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и коментарии содержит некоторые комментарии по применению нововведений законодательства.
Пример 1
На балансе ООО «Фаворит» имеется несколько объектов самортизированных основных средств. Причем первоначальная стоимость этих объектов полностью списана как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Для уточнения их технического состояния и определения возможного использования приказом директора была создана специальная комиссия. Комиссия обследовала состояние активов с нулевой остаточной стоимостью и определила, что моральное и физическое состояние одного из осмотренных объектов таково, что его следует ликвидировать. Частичную ликвидацию компания осуществила своими силами в июне 2009 года. Кроме того, для заключительного демонтажа и утилизации этого объекта ООО «Фаворит» воспользовалось услугами сторонней фирмы. Выполнение работ проводилось в два этапа, что подтверждено актами от 30.06.2009 и от 31.07.2009.
При демонтаже основного средства остались детали, которые можно использовать для ремонта производственного оборудования ООО «Фаворит». Данные материальные ценности были оприходованы на склад в июле 2009 года по рыночной стоимости 40 000 руб. и использованы в августе 2009 года.
Первоначальная стоимость списываемого основного средства — 800 000 руб. Затраты компании на демонтаж основного средства составили 35 000 руб., кроме того, стоимость работ фирмы, привлеченной для утилизации списываемого актива, — 180 000 руб. (без учета НДС), а также стоимость каждого этапа работ — 90 000 руб. (без учета НДС) .
Акт по форме № ОС-4 составлен и подписан после завершения всех работ по ликвидации объекта, то есть в июле 2009 года. Согласно ему данное основное средство было списано с учета.
В налоговом учете расходы на услуги сторонней фирмы, привлеченной к разборке ликвидируемого объекта, организация учитывает на основании актов выполненных работ в июне и июле 2009 года по 90 000 руб. соответственно. Затраты на частичную разборку объекта, осуществленную собственными силами, в размере 35 000 руб. ООО «Фаворит» признало на основании акта о списании, то есть в июле 2009 года.
В июле организация отразила внереализационный доход в сумме 40 000 руб. в виде стоимости оприходованных деталей. При их использовании в хозяйственной деятельности в августе 2009 года компания включила в состав расходов 8000 руб. (40 000 руб. × 20%).
В бухгалтерском учете стоимость деталей, полученных при ликвидации основного средства и впоследствии использованных в производстве, признается в расходах в полной сумме. Согласно пункту 7 ПБУ 18/02 в бухучете необходимо отразить постоянное налоговое обязательство в сумме 6400 руб. . Перечисленные операции отражаются следующими записями:
в июне 2009 года:
- дебет 01 субсчет «выбытие основных средств» кредит 01 субсчет «основные средства в эксплуатации»
800 000 руб. — списана первоначальная стоимость ликвидируемого основного средства - дебет 02 кредит 01 субсчет «выбытие основных средств»
800 000 руб. — списана амортизация, начисленная по ликвидируемому объекту - дебет 91-2 кредит 69, 70
35 000 руб. — учтены работы по демонтажу, выполненные своими силами - дебет 91-2 кредит 60
90 000 руб. — принят к учету первый этап работ по демонтажу и утилизации, выполненных подрядчиком
в июле 2009 года:
- дебет 91-2 кредит 60
90 000 руб. — принят к учету второй этап работ по демонтажу и утилизации, выполненных подрядчиком - дебет 10 кредит 91-1
40 000 руб. — оприходованы детали, полученные при демонтаже основного средства
в августе 2009 года:
- дебет 20 кредит 10
40 000 руб. — списана в производство стоимость деталей, полученных в результате демонтажа основного средства - дебет 99 кредит 68 субсчет «расчеты по налогу на прибыль»
6400 руб. — учтено постоянное налоговое обязательство