Замечание 7
Подача декларации по-быстрому в случае начала таких мероприятий после 1 марта 2021 года не спасет от ответственности.
Но полное торжество безнаказанности не наступит. Ответственности удастся избежать по строго ограниченному перечню составов преступлений, административных нарушений или нарушений валютного законодательства. В основном они связаны с уклонением от уплаты налогов
А вот по коррупционным составам и, что особенно важно, по составам в связи с незаконным выводом средств заграницу (т.н. легализация) освобождение не предусмотрено (см
сноску № 3).
А теперь самое неочевидное. Взглянем на схему ниже. На ней приведена одна из типичных схем запуска модели использования иностранной компании в российском бизнесе.
Для того, чтобы инокомпания могла получать от своего российского партнера дивиденды (под пониженную ставку налога), выплачивать проценты или роялти (уменьшающие базу по налогу на прибыль), ей необходимо, соответственно, вложить средства в уставный капитал российской дочки, передать денежные средства взаймы либо передать права пользования интеллектуальной собственностью (которые для начала надо купить). Спрашивается, где «полочная» компания, зарегистрированная, например, на Кипре, средства эти взяла? Правильно. В разное время они там «осели» через вывод средств из бизнеса-донора через «однодневки», с чем так усиленно несколько лет борется ФНС в тесном взаимодействии с мега-регулятором ЦБ.
Далее за счет «пассивных» доходов из России инокомпания получила прибыль. Игра стоит свеч только в том случае, если налогообложение такой прибыли существенно меньше, чем в России. На Кипре ставка налога 12,5 %, но, как правило, за счет перевода бОльшей части прибыли в Оффшоры, налогообложение и того меньше.
Это значит, что оснований для освобождения прибыли КИК от налогообложения в РФ нет.
Если размер прибыли КИК за 2015 г. составил более 50 млн.руб., за 2021 г. — 30 млн.руб. и за 2021 г. — более 10 млн.руб., российский бенефициар должен заплатить в России НДФЛ 13 %. От этой обязанности подача декларации в рамках амнистии капиталов не спасет.
Однако, мы забегаем вперед. Давайте все же перечислим все неправомерные действия, представленные на схеме.
Сначала со стороны собственника-бенефициара как физического лица…
- Уклонение от уплаты налога ООО «Завод» в момент вывода средств через однодневки (ст.199 УК);
- Уклонение от уплаты налогов ООО «Завод» в момент занижения базы по налогу на прибыль в момент вывода средств в виде процентов и роялти (ст. 199 УК)
- С дивидендами, пожалуй, это будет ст. 199.1 УК — неисполнение обязанности налогового агента в связи с неудержанием у источника налога в полном объеме (ставка налога с дивидендов занижена);
- Неуплата НДФЛ 13 % с нераспределенной прибыли КИК за 2015-2017 гг., если ее размер превышал закрепленные лимиты.
Идентификация вредных и опасных производственных факторов не проводится
Стоит отметить, что законодательством определены случаи, когда этап идентификации не проводится в отношении (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):
- рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости. Такие списки утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и применяются на основании постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665;
- рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Например, статья 92 Трудового кодекса РФ устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени, а статья 117 Трудового кодекса РФ – ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или)опасными условиями труда;
- рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда
Здесь следует акцентировать внимание на том, что с «01» мая 2016 года законодателем введена обязанность работодателя подавать в территориальный орган Министерства труда и социальной защиты РФ по месту своего нахождения декларацию не только соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест, на которые вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, но а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных нами выше (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ)
При этом важно отметить, что на практике большая часть рабочих мест медицинских работников отнесена как раз к пунктам 1 и 2 части 6 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона. Отсюда следует вывод, что большая часть медицинских организаций освобождена от подачи вышеуказанной декларации соответствия условий труда даже и в том случае, если по результатам СОУТ условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми
Отсюда следует вывод, что большая часть медицинских организаций освобождена от подачи вышеуказанной декларации соответствия условий труда даже и в том случае, если по результатам СОУТ условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми.
Важно отметить, что если на «01» мая 2016 года в организации уже существуют рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель обязан подать в территориальный орган Министерства труда и социальной защиты РФ уточненную декларацию. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на выше указанных рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей СОУТ, исходя из перечня вредных и (или) опасных физических и химических производственных факторов, которые указаны в статье 13 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ
Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на выше указанных рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей СОУТ, исходя из перечня вредных и (или) опасных физических и химических производственных факторов, которые указаны в статье 13 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ.
Комиссия по проведению СОУТ имеет право принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и опасных производственных факторов в случае, если проведение таких исследований и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
СРОК и ПЕРИОДИЧНОСТЬ сдачи декларации специальной оценки условий труда
Сдать декларацию СОУТ нужно не позднее 30 рабочих дней с даты, когда был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда. Об этом сказано в пункте 5 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.
Примечание: Причем срок утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда Законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ не установлен!
Сданная декларация специальной оценки условий труда действительна в течение пяти лет со дня, когда был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда. Это значит, что за эти пять лет подавать еще раз отчетность не понадобится.
Более того, если несчастных случаев на производстве или профзаболеваний по причине вредных и (или) опасных производственных факторов за пять лет не произойдет, то действие декларации продлевается еще на пять лет. То есть повторно сдавать декларацию через пять лет работодателю тоже не придется.
Но вот если в течение пяти лет со дня утверждения отчета о специальной оценке условий труда хотя бы у одного сотрудника будет выявлено профзаболевание или произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных и (или) опасных факторов, то действие декларации в отношении такого рабочего места прекращается. В этом случае необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда и после утверждения отчета подать декларацию еще раз.
Такой порядок следует из положений статьи 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, пункта 10 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.
Особенности заполнения
При заполнении документа следует руководствоваться положениями, изложенными в Письме Минтруда от 23.06.2014 № 15-1/B-724.
Образец заполнения декларации по СОУТ в 2021 году, основные требования:
- указывается полное наименование работодателя и адреса в точном соответствии с уставными документами, при этом если сведения подаются за рабочие места, расположенные в филиале без образования юридического лица, адрес указывается не по филиалу, а по основному подразделению;
- наименование должностей или работ сотрудников, чьи места декларируются, указываются из карты спецоценки этого служебного места;
- численность работников также берется из карты спецоценки (третий раздел отчета);
- индивидуальные номера рабочих мест берутся из первой графы перечня служебных мест, на которых проводилась спецоценка (раздел 2 отчета);
- аналогичные рабочие места отмечаются литерой А, согласно сведениям из четвертой графы перечня 2 раздела отчета;
- кроме реквизитов заключения эксперта, необходимо указывать его фамилию и инициалы.
Сроки подачи и действия декларации СОУТ
Отчетность подается в течение 30 рабочих дней после утверждения заключения о проведении оценки условий осуществления трудовой деятельности (п. 5 Порядка). Если работодатель пропустит срок подачи этого отчета, он будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП России):
- от 2000 до 5000 руб. — для ИП;
- от 50000 до 80 000 руб. — для компаний.
Поданная декларация остается действительной на протяжении 5 лет с даты утверждения отчета о проведении оценки (ч. 4 ст. 11 закона № 426-ФЗ). Если за этот срок у работодателя не фиксировались производственные несчастные случаи, срок действия декларации пролонгируется еще на такой же срок (ч. 7 ст. 11 закона № 426-ФЗ, п. 10 Порядка).
Если же в течение 5 лет с момента проверки аттестующей организацией трудовых условий у работодателя будет зафиксирован хотя бы один несчастный случай (не по вине третьих лиц), профзаболевание или авария на производстве, поданная ранее декларация прекращает свое действие до завершения 5-летнего срока. В отношении же организации или ИП назначается внеплановая оценка трудовых условий (ч. 5 ст. 11 закона № 426-ФЗ).
Налоговые заявления
Код ФНО | Наименование налоговой отчётности | V | R | Дата |
000.11 | Заявление об участии в международной группе | 1 | 5 | 21.12.2020 |
000.12 | Межстрановая отчетность | 1 | 5 | 21.12.2020 |
001.00 | Налоговое заявление о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчётности | 7 | 21 | 21.12.2020 |
002.00 | Налоговое заявление о продлении срока представления налоговой отчётности | 7 | 29 | 21.12.2020 |
003.01 | Уведомление о применяемом режиме налогообложения | 2 | 21 | 29.12.2020 |
007.00 | Налоговое заявление налогоплательщика (налогового агента) об отзыве налоговой отчетности | 8 | 25 | 21.12.2020 |
023.00 | Сведения от налогоплательщиков об участии (контроле) в контролируемой иностранной компании | 1 | 4 | 21.12.2020 |
024.00 | Налоговое заявление на получение справки о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан | 1 | 4 | 21.12.2020 |
000.25 | Сведения от лиц, осуществляющих пересылку, перевозку, доставку товаров при электронной торговле товарами | 1 | 4 | 29.12.2020 |
026.00 | Сведения, представляемые в уполномоченный орган | 2 | 4 | 21.12.2020 |
027.00 | Налоговое заявление по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость | 1 | 3 | 21.12.2020 |
Налоговые заявления на 2021 год (шаблоны)
Ответственность за несоблюдение законодательства
Если предприятие не провело проверку рабочих мест в соответствии с СОУТ, либо были допущены ошибки в проведении проверки, предусмотрены следующие штрафы:
- для ИП и руководителей предприятий — 5-10 тыс. руб.
- для юридических лиц — 60-80 тыс. руб.
За несоблюдение правила составления дополнительного соглашения к основным трудовым договорам с указанием результатов проверки СОУТ предусмотрен штраф в размере 50-100 тыс. руб.
Не предусмотрение гарантий и компенсаций с момента утверждения результатов СОУТ — 5-25% от суммы средств, использованных не по назначению.
Игнорирование требования по обеспечению сотрудников необходимыми средствами защиты в соответствии с проверкой СОУТ — 130-150 тыс. руб.
Несоблюдение правил проведения медицинских осмотров сотрудников на основании СОУТ — штраф 110-130 тыс. руб.
Последние изменения в СОУТ
Буквально за день до конца 2021 года был принят Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ, который внес ряд изменений в правовое регулирование спецоценки труда. Теперь срок декларации не ограничен, если не наступили события, прямо указанные в законе.
Помимо этого, в новом законе сказано, что в части рабочих мест, на которых вредные и опасные условия труда не найдены, проводить вторичную спецоценку условий труда и подавать декларацию СОУТ не нужно, если не наступили следующие события:
- производственный несчастный случай;
- профессиональное заболевание из-за производственных условий;
- нарушение требований охраны.
После наступления этих событии проводится внеплановая спецоценка рабочего места.
Ранее Федеральным законом от 27.12.2019 № 451-ФЗ было также внесено много изменений в порядок СОУТ, которые вступили в силу еще в 2021 году:
- работодателю дано право требовать от проводившей спецоценку компании внесения ее результатов в информационную систему учета (п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). О внесении сведений такая организация должна уведомить работодателя не позднее трех рабочих дней (ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ);
- результаты СОУТ можно использовать лишь после внесения их в информационную систему учета. Если результаты засекречены гостайной, то их в систему отправлять не требуется и можно применять со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ);
- декларация без гостайны действует только после внесения результатов спецоценки в информационную систему учета (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ);
- срок действия незасекреченных результатов спецоценки исчисляется со дня их внесения в информационную систему учета (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ);
- срок подписания и утверждения отчета о проведении спецоценки составляет 30 календарных дней со дня направления работодателю организацией, проводившей спецоценку (ч. 2 ст. Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). В случае возврата утвержденного отчета в электронной форме его нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП);
- письменные замечания и возражения работников могут стать поводом для проведения внеплановой СОУТ (п. 7 ч. 2 ст. 4 закона о спецоценке условий труда);
- микропредприятиям (включая ИП) дано право не создавать комиссию для проведения СОУТ. Ее функции может выполнять руководитель, иной уполномоченный работник, лично ИП (ч. 3.1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ);
- к вредным (опасным) факторам вместо инфракрасного излучения отнесено тепловое облучение (п. 1 ч. 1 ст. 13 закона о спецоценке условий труда);
- при идентификации потенциально вредных (опасных) производственных факторов нужно дополнительно учитывать (пп. 5, 6 ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ) результаты производственного контроля за безопасностью труда и результаты санитарного и эпидемиологического контроля.
Нужно ли подавать уточненную декларацию?
Уточненная декларация была необходима в 2021 году, когда с введением нового порядка проведения спецоценки, оформление декларации должно было учитывать рабочие места по первому и второму классу. Поэтому предприятия и индивидуальные предприниматели, ранее предоставившие в Роструд свои декларации, должны были предоставить дополнительные сведения о рабочих позициях с оптимальными и допустимыми условиями, оформив всё это в уточненной декларации. Последний срок для подачи уточненной декларации был 16 июня 2016 года. В новой редакции соответствующей статьи ФЗ о СОУТ закрепляется, что информация о работе с оптимальными и допустимыми условиями, должны предусматриваться в тексте декларации о спецоценке. На сегодняшний день подавать уточнённую декларацию нет необходимости.
Классы условий труда
Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:
- 1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
- 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
- 3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
- 4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.
В свою очередь 3-й класс вредных условий имеет следующие подклассы:
- подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
- подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
- подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
- подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Компенсационные выплаты и гарантии
По итогам работы экспертной комиссии формируется сводная ведомость, где отражются комплексные сведения по составленным картам. Карта спецоценки гарантирует компенсацию льгот и компенсаций.
Укороченная длительность рабочего времени
Трудовая неделя для «вредников» сокращена до 36 часов вместо 40 часов в неделю.Если сотрудник желает работать по общепринятому графику, то часы, отработанные свыше положенных 36 часов, оплачивают как сверхурочные.
Дополнительный отпуск
Минимальная длительность допотпуска за работу с негативными трудовыми условиями — 7 дней. Часть ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, превышающего минимум данного отдыха, заменяют денежной выплатой.
Оплата труда в увеличенном размере
Согласно ч. 2 ст. 147 ТК РФ, размер надбавок к оплате труда сотрудников на вредных работах — 4% оклада, принятого для работы обычных работников. Если спецоценка обнаружила негативные трудовые условия труда и рабочему сократили длительность смены, изменять оклад в сторону уменьшения запрещено.
Право выхода на пенсию до срока
Выход на пенсию до сроков установлен для работающих:
- в бригадах по ремонту локомотивов;
- на ж/д и метро;
- в геолого-разведочных отрядах;
- на лесозаготовках.
Для лиц, трудящихся во вредных условиях, досрочная пенсия назначаетсяпри необходимой продолжительности стажа на опасных работах.
Вредные условия труда
Показатели, которые характеризуют степень вредности:
- высокий уровень концентрации пыли воздухе промышленных помещений;
- слабая освещенность;
- шум;
- излучение радиоактивного характера;
- высокая влажность и высокие температуры;
- длительное соприкосновение с микробами, химикатами, токсичными веществами.
Выдача продуктов для лечебно-профилактических целей
Лечебно-профилактическое питание (ЛПП) выдают сотрудникам для укрепления здоровья и снижения вероятности приобретения профессиональных болезней. Оно положено классам 3.1, 3.2, 3.3 по спецоценке труда. ЛПП выдают работающим в дни присутствия на работе и в дни нетрудоспособности, если заболевший не госпитализирован.
Состав сотрудников, которым положено ЛПП, утверждает руководитель, согласовав с профсоюзом. Его прилагают к коллективному договору.
Периодичные медосмотры
Схема оказания медицинской помощи работающим на опасных производствах включает три звена:
- амбулаторно-поликлиническое(А-П);
- стационарное;
- санаторно-курортное.
Задачи А-П звена — это профилактика профессиональных болезней и реабилитация работников, с начальными признаками проф. болезней. Выполнению задач способствует организация медосмотров. Периодические медосмотры проводят территориальные медучреждения.
Зачем подавать декларацию по оценке условий труда
В первую очередь, сдача декларации в интересах работодателя. С помощью отчета можно доказать тот факт, что сотрудники трудятся в приемлемых условиях, тем самым сократить размер страховых взносов и отказаться от предоставления льгот и гарантий.
Если же в компании выявлены вредные или опасные факторы, работодатель обязан уплачивать дополнительные страховые взносы до 8%. Надбавка начисляется в соответствии с Приказом Минтруда № 33н от 24.01.2014. Учитывайте, что, если вы устраните негативные факторы, после проведения внеочередной или очередной спецоценки вы сможете снизить финансовую нагрузку. Исключение — организации, в которых ранее был установлен 4 класс опасности.
Размер дополнительных страховых взносов в зависимости от условий труда
Условия труда | Класс РМ | % надбавки |
Оптимальные | 1 | |
Допустимые | 2 | |
Вредные | 3.1 | 2 |
3.2 | 4 | |
3.3 | 6 | |
3.4 | 7 | |
Опасные | 4 | 8 |
Ответственность за отказ от сдачи декларации СОУТ
За отказ от сдачи декларации или несвоевременную передачи отчета последует административная ответственность. Размер штрафа регулируется ст. 5.27.1 КоАП РФ. Так, в 2020 году при первом нарушении на работодателя налагаются штрафы до 80 000 рублей, при повторном — до 200 000 рублей или приостановка деятельности на срок до 3 месяцев.
Приложение № 3
к приказу Министерства
труда и социальной защиты РФ
от 7 февраля 2014 г. № 80н
Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия
условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
1. Настоящий Порядок определяет правила формирования и
ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным
нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно — декларация,
реестр).
2. Формирование и ведение реестра осуществляется Федеральной
службой по труду и занятости и ее территориальными органами в соответствии со
статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной
оценке условий труда» с применением стандартизированных технических и
программных средств, позволяющих осуществлять обработку информации на основе
использования единых форматов и стандартных протоколов и с соблюдением
требований, установленных законодательством Российской Федерации в области
информации, информационных технологий и защиты информации.
3. Федеральная служба по труду и занятости обеспечивает:
а) техническое функционирование реестра;
б) безопасное хранение и использование информации,
содержащейся в реестре;
в) осуществление автоматизированного сбора, хранения,
обработки, обобщения и анализа информации, содержащейся в реестре;
г) доступ в установленном порядке к информации, содержащейся
в реестре;
д) защиту информации, содержащейся в реестре, включая
уничтожение, модификацию и блокирование доступа к ней, в том числе защиту
сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне, в
установленном законодательством Российской Федерации порядке;
е) актуализацию содержащейся в реестре информации, обмен
информацией с иными информационными системами.
4. В реестр вносятся сведения о поступивших декларациях,
сведения о продлении их действия, прекращении их действия в отношении рабочих
мест, на которых с работниками произошли несчастные случаи на производстве (за
исключением несчастных случаев на производстве, произошедших по вине третьих
лиц), или в случаях, если у работников выявлены профессиональные заболевания,
причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных
факторов производственной среды и трудового процесса, а также в случае
наступления обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.
5. Сведения о декларации вносятся в реестр в течение
пятнадцати рабочих дней со дня поступления декларации на бумажном носителе в
территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости или получения
заполненной и подписанной квалифицированной электронной подписью работодателя
электронной формы декларации, размещенной на официальном сайте Федеральной
службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет».
6. В случае выявления факта недостоверности сведений,
указанных в декларации, Федеральная служба по труду и занятости или ее
территориальный орган в течение пяти рабочих дней с момента их выявления
обеспечивает внесение в реестр записи о прекращении действия декларации.
7. В реестре содержатся следующие сведения:
а) полное наименование юридического лица (фамилия, имя,
отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;
б) место нахождения и место осуществления деятельности
юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;
в) идентификационный номер налогоплательщика юридического
лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;
г) основной государственный регистрационный номер
юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;
д) полное наименование организации, проводившей специальную
оценку условий труда;
е) перечень рабочих мест, в отношении которых подана
декларация, с указанием индивидуального номера рабочего места, численности
работников, занятых на данном рабочем месте;
ж) реквизиты заключения эксперта организации, проводившей
специальную оценку условий труда, явившегося основанием для подачи декларации;
з) срок действия декларации;
и) дата прекращения действия декларации.
8. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на
официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и являются
открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к
государственной и иной охраняемой законом тайне.
Успеть пока не поздно
Вслед за принятием Государственной Думой в феврале 2021 года поправок в Закон «О добровольном декларировании физлицами активов и счетов в банках», с 1 марта 2021 года в России начала действовать амнистия капиталов. Что же такое амнистия капиталов?
Прежде всего, это возможность добровольно задекларировать свои активы (недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги), контролируемые иностранные компании и/или счета в банках, расположенных за пределами Российской Федерации.
Ключевое слово здесь – «добровольно». Вы и только вы должны решать, участвовать ли вам в амнистии. Тем не менее, это уникальная возможность вывести свои активы «из тени», и избежать при этом административной, налоговой или даже уголовной ответственности.
Не секрет, что многие российские граждане долгие годы придерживались позиции «чем меньше обо мне и моих деньгах знает государство, тем лучше». Однако ситуация во всем мире стремительно меняется. Уже этой осенью пройдёт первый автоматический обмен информацией между Россией и десятками других стран (более подробно читайте об этом в моей статье «А как они узнают? или автоматический обмен информацией»), и тайное может стать явным.
Амнистия действует ровно один год: с 1 марта 2021 по 28 февраля 2019. Чтобы принять участие в амнистии, нужно заполнить и подать специальную декларацию
Обратите внимание, специальную декларацию можно подать только один раз. Никакие дополнения, исправления или уточняющие декларации не допускаются
Можно сказать, что здесь нет права на ошибку.
Для чего нужна декларация
В первую очередь подача декларации СОУТ в электронном виде или на бумаге важна для самой бюджетной организации. Она приобретает возможность сократить размер страховых взносов на персонал, для которого созданы приемлемые условия работы и который не подвержен воздействию опасных или вредных факторов.
Но есть специальности, изначально принадлежащие к вредным и опасным. И даже самый профессиональный руководитель не в силах уменьшить опасность этих работ. К ним относят, например:
- шахтеров;
- работников химической промышленности;
- монтажников-высотников.
Для подобных специальностей закон установил дополнительные тарифы страховых взносов в сумме до 8 %. Классификация условий труда установлена методикой, утвержденной приказом Минтруда № 33н от 24.01.2014. Ниже представлена таблица с тарифами доплат за травматизм.
Трудовые условия |
Класс РМ |
Тариф, % |
---|---|---|
Оптимальные |
1 |
|
Допустимые |
2 |
|
Вредные |
3,1 |
2 |
3,2 |
4 |
|
3,3 |
6 |
|
3,4 |
7 |
|
Опасные |
4 |
8 |
Понизить класс вредности предприятие сможет, если приобретет современные средства для индивидуальной защиты и оборудование. Затем проводят внеплановую спецоценку и снижают класс вредности — допустим, с третьего на второй. Четвертый класс понизить нельзя.
Ответ:
Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч.4 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
По истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в ч.5 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.
В соответствии с ч.5 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ в случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
Таким образом, если по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на соответствующих рабочих местах не происходили несчастные случаи на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве, произошедших по вине третьих лиц) у работников не были выявлены профессиональные заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении работника и (или) на его рабочем месте не были выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, то срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет. Оформлять или переоформлять какие-либо дополнительные документы не требуется.
В соответствии с ч.5 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ в случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц), в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
Эксперт Григорович Инга Викторовна