Структурный анализ доходов бюджета Ульяновской области за 2004 — 2006 годы, %
Показатель |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Налоговые доходы |
59,2 |
66,7 |
50,8 |
Безвозмездные перечисления (регулируемыедоходы) |
38,5 |
30,5 |
47,4 |
Неналоговые доходы |
2,3 |
2,8 |
1,7 |
Доходы, всего |
100 |
100 |
100 |
Налоговые поступления в бюджет с 2004 г. выросли на 74% (2 597 340,7 тыс. руб.). В основном это произошло за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль — 155%. Следовательно, в области есть возможность для эффективной деятельности по извлечению прибыли. Более чем в 2,5 раза вырос доход по налогу на добычу полезных ископаемых. Результат неплохой в процентном отношении, но в денежном выражении, безусловно, незначителен для такого региона, как Ульяновская область. Увеличился доход по транспортному налогу. Это произошло в первую очередь из-за увеличения количества автовладельцев. Такая тенденция наблюдается по всей России. Существенно по сравнению с 2004 г. увеличился доход от сбора акцизов. Но к 2005 г. темп роста уже не столь впечатляющий. Причиной послужили, видимо, изменения в условиях продажи алкогольной продукции, в частности введение ЕГАИС. Неплохую тенденцию роста можно отметить по сборам от деятельности при применении специальных режимов налогообложения (80 297,2 тыс. руб. по сравнению с 2004 г.). Также вырос доход от налога на имущество предприятий. Показатели по этому налогу напрямую связаны с развитием бизнеса в области. Поскольку объектом обложения по данному налогу являются основные средства организации, то по его объему можно судить, насколько серьезные предприятия работают на территории области. Однако, несмотря на абсолютный рост этого налога, его доля в общем объеме налоговых поступлений в бюджет области имеет тенденцию к сокращению по сравнению с данными 2004 г. (табл. 4), такое положение требует особого внимания со стороны руководства области.
Таблица 4
Доходы и расходы бюджета Ульяновской области за 2004 — 2006 годы, тыс. руб.
Год |
Доходы |
Расходы |
Изменение |
2004 |
5 943 595 |
6 243 595 |
-300 000 |
2005 |
6 665 488,3 |
7 209 492,3 |
-544 004 |
2006 |
12 016 819,9 |
12 963 685,6 |
-946 865,7 |
Бюджет области за анализируемый период дефицитен, т.е. сумма расходов больше, чем сумма доходов. Причем сумма дефицита с каждым годом растет: с 2004 до 2005 г. — на 244 004 тыс. руб., а с 2005 до 2006 г. — на 402 861,7 тыс. руб.
Несмотря на то что в целом бюджет увеличился более чем в два раза, этого недостаточно, так как расходы области растут более быстрыми темпами.
Если рассматривать структуру доходов в бюджет, то можно заметить, что слишком велик (47,4% за 2006 г.) процент безвозмездных вложений в область (субвенций и дотаций). Все они являются целевыми платежами и не могут расходоваться руководством области по своему усмотрению. Тогда как поступления от внутренних источников крайне малы. Так, налоговые поступления за 2006 г. составляют 50,8%, что на 8,4% меньше, чем в 2004 г., и на 15,9% — чем в 2005 г. Данные табл. 3 показывают, что недобор по налогам и сборам в удельном весе как раз и компенсирован за счет безвозмездных перечислений.
Таблица 3
Как ослабление контроля отразится на доходах бюджетов
До 1 мая органы государственного надзора и муниципального контроля не будут назначать и проводить:
- проверки по Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- выездные налоговые проверки.
Исключение — проверки в целях оформления разрешительных документов, а также внеплановые проверки, вызванные ЧС либо причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Документ: ФНС приостановила проверки приказом от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@
ФНС до 1 мая приостановила текущие выездные проверки и прекратила назначать новые, а также ввела ограничения на мероприятия налогового контроля. До этой же даты инспекторы не будут применять санкции за налоговые правонарушения. Из-за этого местные бюджеты тоже лишатся части налоговых доходов.
Отсутствие возможности назначать и проводить проверки приведет к снижению поступлений в местные бюджеты от штрафов. В 2019 году на эту статью пришлось 10 процентов неналоговых поступлений. Кроме того, существует риск, что юрлица и индивидуальные предприниматели будут чаще нарушать требования, в том числе установленные в муниципальных правовых актах. Это может вызвать проблемы с качеством муниципальных услуг.
Структурный анализ налогов, поступивших в бюджет Ульяновской области за 2004 — 2006 годы, %
Показатель |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Налог на имущество организаций |
15,7 |
7,5 |
11,7 |
Транспортный налог |
4,9 |
6,2 |
4,5 |
Налоги на прибыль организаций, на доходыфизических лиц |
36,6 |
49,2 |
53,8 |
Акцизы |
22,7 |
23,4 |
17,3 |
Специальные налоговые режимы |
3,5 |
3,1 |
3,3 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
0,9 |
0,5 |
1,4 |
Прочие налоги, пошлины и сборы |
15,7 |
10,1 |
8,0 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
Учитывая сказанное, можно констатировать, что экономическое положение области напрямую зависит от суммы собранных налогов. Основными бюджетными составляющими для области являются налог на прибыль (в той части, которая поступает в бюджет области), налог на транспорт и налог на имущество организаций
Налог на игорный бизнес можно считать бесперспективным, принимая во внимание решения по удалению игорных заведений в специальные зоны. В то же время нельзя забывать, что налогообложение игорных заведений во всех странах мира приносит большие доходы
Увеличение доли налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в общем объеме налоговых поступлений можно рассматривать как весьма положительную тенденцию, учитывая сырьевую направленность бюджета страны в целом.
Значительна роль налогов и при формировании федерального бюджета. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2007 г. заложены в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2007 году» — бюджетная политика на 2007 г. и на период до 2009 г. отвечает долгосрочным целям социально-экономического развития Российской Федерации: повышение качества жизни населения, обеспечение безопасности и правопорядка, развитие институтов гражданского общества, повышение конкурентоспособности экономики.
Федеральный бюджет на 2007 г. составлен с профицитом 1 501 355,3 млн руб.
Основную нагрузку по доходам в 2007 г. опять получат налоги (61%). Среди них стоит выделить налог на добавленную стоимость (29,7%) и налог на пользование природными ресурсами (14,9%). Видимо, такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока главной статьей экспорта остаются энергоресурсы. Также в 2007 г. планируется собрать 571 млрд руб. налога на прибыль (в 2006 г. — 444,4 млрд руб.) (табл. 5). Это говорит об увеличении получаемой предприятиями страны прибыли, а значит, и ВВП. На данный момент ВВП растет быстрее, чем доходы от добычи и экспорта нефти и газа.
Таблица 5
Что такое бюджет налогов и сборов
Бюджет налогов и сборов в разных источниках называют по-разному — налоговый бюджет, бюджет налоговых обязательств, бюджет налоговой нагрузки и т. п.
Степень детализации этих бюджетов, количество оцененных налогов, методики расчета зависят от требований руководства, специфики деятельности, но по факту можно говорить о тождестве названный финансовых форм, отражающих и оценивающих одни и те же финансовые показатели.
Бюджет налогов и сборов — это финансовый отчет, по данным которого можно оценить эффект от схем налоговой оптимизации, а также величину налоговых обязательств компании и сроки их погашения.
Особенности бюджета налогов и сборов:
• налоговые обязательства компании можно выводить как в целом по предприятию, так и по видам деятельности, по подразделениям, региональному признаку и т. п.;
• этот бюджет может быть как самостоятельной финансовой формой, так и итоговой формой, результирующей иные бюджеты;
• значительная часть итоговых данных бюджета налогов и сборов — регулируемые, т. е. они меняются в зависимости от исходных данных;
• данные бюджета налогов и сборов — основа для формирования других бюджетов. Например, рассчитанные налоговые обязательства должны быть обязательно включены в бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов (если источником их формирования будет являться себестоимость продукции, в частности, транспортный налог, или внереализационные расходы в отношении налога на имущество), в бюджет дебиторской, если есть переплата, и кредиторской задолженности и другие связанные бюджеты.
В бюджет налогов и сборов предприятия включили:
• расчет земельного налога;
• расчет страховых взносов с сумм заработной платы.
Расчет земельного налога не зависит от других бюджетов (если речь не идет об инвестиционном проекте), он рассчитывается на основе кадастровой стоимости земли и величины налоговой ставки.
Если не учитывать какую-то специфику момента (например, переоценку кадастровой стоимости), то по общему правилу эти данные Бюджета налогов и сборов не будут зависеть от неких финансовых параметров, генерируемых компанией.
А чтобы рассчитать величину страховых взносов, необходимо обратиться к Бюджету расходов по оплате труда. То есть Бюджет налогов и сборов будет являться в этом случае результирующим, а также регулируемым. Величина налоговых обязательств предприятия будет меняться в зависимости от запланированной суммы оплаты труда. Например, планы по повышению оплаты труда, выплате премий будут прямо влиять и на величину страховых взносов.
На основе бюджета продаж и бюджетов расходов компании была рассчитана прогнозная прибыль организации на будущий финансовый год — 5 550 250 руб. Соответственно, прогнозная величина налоговых обязательств по налогу на прибыль составит:
5 550 350 руб. × 20 % = 1 110 050 руб.
При этом в отдаленных планах руководства (после прогнозного периода) — ремонт производственного здания компании, стоимость которого — не менее 5 млн руб.
У компании есть деньги, чтобы сделать ремонт и раньше. Но с учетом того, что расходы на ремонт могут существенно снизить обязательства по налогу на прибыль, а в последующих периодах они сформируют убыток, который принимается в особом порядке (не более 50 % налогооблагаемой базы), то выгоднее провести ремонт в прогнозном периоде и сэкономить на налоге на прибыль.
Налоги, классификация налогов
Определение 1
Налог – это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Замечание 1
Важно отметить: сборы или пошлины не являются налогами, так как их уплата не является безвозмездной.
Принципы работы налоговой системы регулируются налоговым законодательством страны. Главный документ о налогах и сборах – Налоговый кодекс.
Объектами налогообложения могут быть совершенно разные явления. Это и операции по реализации товаров, прибыль, имущество, доход и т.д.
Рассмотрим три основных вида налогов, выделяемые в Российской Федерации:
- Федеральные
- Региональные
- Местные
Определение 2
Федеральные налоги – это обязательные на всей территории РФ налоги. Включают в себя следующие виды платежей: НДС, налог на прибыль компании, акцизы на виды товаров, налог на доходы физических лиц и т.д.
Определение 3
Региональные налоги – это налоги, которые регулируются законами субъектов РФ согласно Налоговому Кодексу страны. Уплата данного вида налогов обязательна на всей территории субъекта РФ. Транспортный налог, налог на имущество организации, а также налог на игорный бизнес относятся к региональным налогам.
Определение 4
Местные налоги в отличие от федеральных и региональных налогов регулируются нормативно правовыми актами органов местного самоуправления, опираясь на Налоговый Кодекс страны. Уплата данного вида налогов обязательна на всей территории муниципального образования. К местным налогам относятся налог на имущество физических лиц, а также земельный налог.
Бухгалтерия любого предприятия обязана обозначить для себя, какие виды налогов она обязана платить, а от каких выплат организация может быть освобождена. Освобождение от некоторых видов налогов, относящихся к региональным видам выплат необходимо подтвердить соответствующим решением органа местной власти.
Пример 1
Так, например, если налог разбивается между региональным и местным, то районная администрация может освободить организацию от соответствующей части этого налога.
Также налоги возможно классифицировать по источникам начисления. И здесь выделяют четыре основные группы:
- Косвенные, то есть начисляемые из состава выручки от реализации. К ним относятся акцизы и НДС.
- Налоги, которые включаются в состав затрат (издержек). Это налог на транспорт, землю, водный налог и т.д. Помимо этих налогов можно выделить выплаты во внебюджетные фонды социального страхования.
- Налоги, уплата которых идет за счет прочих расходов компании. Это налог на имущество организации.
Налоги, которые необходимо уплачивать за счет валовой прибыли. Это налог на прибыль организации.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» — важный документ в бухучете компании, в котором отображается и суммируется вся информация о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, выплату которых ведет предприятие. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам включает в себя следующие виды налогов, пошлин и сборов:
- Счет №90 и №91. Это счета, к которым относятся продажи и прочие расходы и доходы, такие как налог и акцизы на имущество предприятий, НДС
- Счета №08, №20, №23, №25, №26, №29, №97, №44. На эти счета дебетуются входящие в стоимость работы, капитальные вложения, услуги и продукция. К ним можно отнести земельный налог, налоги за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду, транспортный налог, водный налог и т.д.
- Дебет счет №99, кредит счета №68. Это налоги, уплата которых идет с прибыли
Порядок начисления штрафных санкций за не полную или просроченную выплату налогов происходит по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» и дебету счета 99 «Прибыль и убытки» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». В случае оплаты налогов выше нормы сумму необходимо отобразить в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» по счету 68.
Как ситуация может развиваться дальше
Учтите, что принятый Правительством перечень мер по поддержке предпринимателей неокончательный. Федеральные власти могут его дополнить. Часть предложений вносят сами субъекты МСП. Например, бизнес продолжает настаивать на отмене налогов вместо отсрочки для пострадавших от COVID-19 отраслей, на расширении льгот по другим налоговым платежам, а также на снижении ставки НДФЛ вдвое. Для поддержки занятости предприниматели предлагают отправлять сотрудников в отпуска с выплатой пособия за счет государства и освободить работодателей от ответственности за задержку зарплат.
Свои инициативы в Правительство также направила Торгово-промышленная палата. Она настаивает на отмене налогов для пострадавших от распространения коронавируса отраслей и предлагает отсрочку по уплате НДС для товаров первой необходимости. Кроме того, ТПП предлагает ввести мораторий на уплату транспортного налога для компаний, занятых в международных перевозках, и рост тарифов на ЖКУ для всего бизнеса. Если государство одобрит хотя бы часть данных мер, это приведет к еще большему снижению доходов местных бюджетов.
Основу большинства местных бюджетов составляют трансферты. Более 30 процентов бюджетов сельских поселений и 50 процентов бюджетов муниципальных районов формируются за счет дотаций. В период преодоления кризиса межбюджетные трансферты, вероятнее всего, пересмотрят. Но пока такие предложения озвучены не были. В этих условиях местные власти будут вынуждены уменьшить расходную часть бюджетов на 2020 год. Муниципалитетам придется финансировать только первоочередные расходы и адаптироваться к сложившейся ситуации.
Как меры налоговой поддержки бизнеса отразятся на доходах местных бюджетов
Основной источник налоговых поступлений в местные бюджеты — НДФЛ. В 2019 году на него пришлось 65 процентов всех налоговых доходов. В 2020 году многие муниципалитеты получат меньше НДФЛ, чем рассчитывали. Причинами станут приостановка работы значительного количества предприятий и других организаций, рост безработицы и снижение зарплат в сфере услуг и непродовольственной торговле.
В первую очередь негативный эффект почувствуют в муниципальных образованиях с развитой сферой услуг. Особенно сильно пострадают туристические центры. Но поступления в бюджеты снизятся не только в результате замедления экономической активности. Меры по поддержке экономики также отразятся на доходах.
Субъектам малого и среднего предпринимательства, которые работают в наиболее пострадавших отраслях, предоставили полугодовую отсрочку уплаты налогов. Она будет касаться всех налогов, за исключением НДС.
Бюджеты каких муниципальных образований пострадают сильнее всего
На степень снижения доходов повлияет тип муниципального образования, его размер и уровень экономического развития.
Структура доходов местных бюджетов у муниципальных образований различных типов неоднородна. Так, поступления от НДФЛ составляют 60 процентов налоговых доходов бюджетов городских округов и более 70 процентов в бюджетах муниципальных районов. От налогов, уплачиваемых по спецрежимам, в большей степени зависят бюджеты городских округов. Доходы бюджетов городских поселений формируются на 55 процентов за счет НДФЛ и на 30 процентов за счет земельного налога. В сельских поселениях ситуация обратная. Их бюджеты формируются в основном за счет земельного налога: на него приходится половина налоговых поступлений. В связи с неплатежами приток доходов из этого источника сократится. Но темпы снижения будут более медленными, чем по другим налогам, поступающим в местные бюджеты. Отчисления НДФЛ в бюджеты сельских поселений существенно ниже, чем в бюджеты муниципальных образований других типов. Поэтому рост безработицы и сокращение расходов на оплату труда повлияют на бюджеты сельских поселений в меньшей степени, чем на иные местные бюджеты.
Основные направления расхода налоговых поступлений
Основные расходные статьи бюджетов согласно Бюджетному кодексу (статья 69):
- Социальное обеспечение населения. Наше государство позиционирует себя как социальное. Проверим, так ли это, когда будем рассматривать статьи расходов в 2020 и 2021 годах.
- Обслуживание государственного долга, который в последние годы растет в абсолютном и относительном (в % от ВВП) отношении.
- Межбюджетные трансферты. Это субсидии, дотации и прочие перечисления из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ.
- Бюджетные инвестиции в проекты, инициаторами которых являются не государственные, а коммерческие предприятия.
- Закупка товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
- Субсидии юридическим (кроме государственных структур) и физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей.
- Перечисления по судебным искам, если таковые были, к РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям с целью возмещения вреда, который был причинен представителями этих ветвей власти физическому или юридическому лицу.
Любой человек может изучить открытую часть федерального бюджета на текущий и на 2 последующих года. Публикуется на официальном сайте Минфина, называется этот документ “Бюджет для граждан”. Именно в нем можно в цифрах посмотреть статьи доходной и расходной частей. А в следующем году сравнить их с фактическими данными в документе об исполнении бюджета.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Кроме того, информацию о доходах и расходах в открытом доступе публикуют региональные власти. Например, по Москве ее можно найти на сайте “Открытый бюджет города Москвы”, а в Ивановской области на сайте областной администрации.
Региональные власти могут тратить собираемые налоги на:
- создание коммунальной инфраструктуры для населения (электро-, водо-, газоснабжение, канализация);
- обеспечение топливом граждан;
- улучшение жилищных условий малоимущих граждан;
- строительство и содержание жилищного фонда;
- обеспечение досуга жителей и пр.
Доходы и расходы бюджета в 2021 г.
Сколько планируем получить
Обратите внимание, что мы делим все доходы на 2 категории:
- нефтегазовые,
- ненефтегазовые.
Государство стремится к снижению доли первых, но пока на ближайшие 3 года заложено увеличение. В прошлом году Минфин делал график снижения зависимости нашего бюджета от нефтегазовых доходов с 2018 г. В этом году такого графика нет.
Доходы | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. |
Нефтегазовые | 28,7 % | 31,9 % | 33,4 % | 33,6 % |
Ненефтегазовые | 71,3 % | 68,1 % | 66,6 % | 66,4 % |
В 2021 г. запланировали получить:
- НДС – 7 582,8 млрд ₽ (+10,8 % по сравнению с 2020 г.)
- НДПИ – 4 212,8 млрд ₽ (+10,2 %).
- Вывозные таможенные пошлины – 1 246,1 млрд ₽ (+15,8 %).
- Налог на прибыль организаций – 1 197,8 млрд ₽ (+21,3 %).
- Акцизы – 1 057,2 млрд ₽ (+5,8 %).
- Ввозные таможенные пошлины – 701,1 млрд ₽ (+19,9 %).
- НДД – 636,7 млрд ₽ (+339,7 %).
- НДФЛ – 60 млрд ₽.
- Прочие – 2 179 млрд ₽ (-32,4 %).
Появилась новая статья доходов – НДФЛ в части налога на доходы от депозитов и дополнительных поступлений за счет повышения ставки с 13 до 15 % на доходы свыше 5 млн ₽.
Куда потратим деньги
Планируем потратить:
- Социальная политика – 5 692,9 млрд ₽ (-17,7 % по сравнению с 2020 г.)
- Национальная экономика – 3 328,3 млрд ₽ (-6,1 % %).
- Национальная оборона – 3 113,2 млрд ₽ (-5,9 %).
- Национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 2 456,7 млрд ₽ (+4,4 %).
- Общегосударственные вопросы – 1 582,6 млрд ₽ (-18,5 %).
- Обслуживание государственного и муниципального долга – 1 230,9 млрд ₽ (+42 %).
- Здравоохранение – 1 129,4 млрд ₽ (-16,6 %).
- Образование – 1 082,7 млрд ₽ (+7,8 %).
- Межбюджетные трансферты общего характера – 969,2 млрд ₽ (-30,3 %).
- Охрана окружающей среды – 335,7 млрд ₽ (+11,5 %).
- Жилищно-коммунальное хозяйство – 322,2 млрд ₽ (-26,2 %).
- Культура, кинематография – 135,1 млрд ₽ (-7,5 %).
- Средства массовой информации – 102,8 млрд ₽ (-8 %).
- Физическая культура и спорт – 65,3 млрд ₽ (-20 %).
По сравнению с 2020 г. мы сократили расходы на социальную политику, здравоохранение, ЖКХ, национальную экономику, оборону и некоторые другие статьи, которые и так были в конце списка. Сильно нарастили затраты на обслуживание долга и охрану окружающей среды, незначительно – на образование.
Год еще не окончен, поэтому фактических результатов исполнения бюджета пока нет. Но картина не радует. Я почти нигде не вижу увеличения расходов, кроме национальной безопасности, охраны окружающей среды и образования. Это печально.
Заключение
Что я могу сказать по итогам проведенного анализа того, сколько государство от нас получает и куда потом тратит деньги. Мне не хватает детальной информации. Названия расходов носят обобщенный характер, а подробной расшифровки нет. Например, хочу знать, на что именно пошли деньги по статье “Образование”. Я работаю в этой сфере и вижу только ухудшение в ней. Не понимаю, что входит в статью “Общегосударственные вопросы”, на которую расходуется больше, чем на образование или здравоохранение.
Граждане и бизнес, если они законопослушные налогоплательщики, имеют право на получение подробного отчета о расходовании их денег. В противном случае, мы никогда не избавимся от двойной бухгалтерии, зарплат в конверте, схем ухода от налогов и других игр в прятки с государством. Согласны?