Статья 409 гпк рф. признание и исполнение решений иностранных судов

Непризнанные государства

  1. Приднестровская Молдавская Республика (c 1990) — непризнанное государство, провозглашённое на части территории Молдавской ССР. Власти ПМР считают республику правопреемницей Молдавской АССР, существовавшей с 1924 до 1940 в составе Украинской ССР, несмотря на то, что бывшие границы МАССР и настоящие границы ПМР не совпадают. Приднестровская Молдавская Республика не признана ни одним государством, имеющим широкое международное признание, однако её признали Абхазия и Южная Осетия.
  2. Нагорно-Карабахская Республика (c 1991) — непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), а также прилегающего к ней бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР, в данных границах являлось анклавом внутри Азербайджанской ССР.
  3. Сомалиленд (с 1991). Находится на северо-западе Сомали. В мае 1991 года северные кланы провозгласили Независимую Республику Сомалиленд, включавшую в себя 5 из 18 административных регионов Сомали. Продолжает отстаивать свою независимость.
  4. Пунтленд (с 1998). Планировал войти в состав федеративного Сомалийского государства, до 2010 года являлся основной его опорой в борьбе с радикальными исламистами.
  5. Джубаленд (1998—1999, с 2011). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства. По состоянию на 2008 год находился под контролем Временного сомалийского Федерального правительства лишь номинально. В начале 2011 года на севере Джубаленда фактически утвердилось новое правительство, союзное Переходному федеральному правительству и противостоящее Аш-Шабаабу.
  6. Галмудуг (с 2006). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства; не упоминается в англоязычной прессе с декабря 2006 года.
  7. Химан и Хеб (с 2008). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства.
  8. Авдаленд (с 2010). Считает себя независимым от Сомалиленда (провозгласив себя автономным государством в Сомали), планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства.
  9. Азания (с 2011). Создана в апреле 2011 года в части Джубаленда, граничащей с Кенией. Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства; по некоторым данным — уже признана Кенией.
  10. Аль Сунна Уаляма’а (ASWJ) (с 1991)
  11. Джамаат Аш-Шабааб (с 2004)
  12. Государство Ва (с 1989).
  13. Государство Шан (с 1996).
  14. Исламский эмират Абьян в Йемене (с 2011).
  15. Исламский эмират Шабва в Йемене (с 2012).
  16. Вазиристан в Пакистане (с 2006).
  17. Демократическая Республика Бакасси в Нигерии (с 2012)
  18. Исламское государство Азавад в Мали (с 6 апреля 2012).
  19. Султанат Сулу в Малайзии (c 17 ноября 2010).
  20. Народная республика Нагалим в Индии.
  21. Силенд
  22. Республика Хау Пакумото (с 19 января 2010) на острове Муреа, Французская Полинезия.
  23. Республика Мурраварри в Австралии (c 30 марта 2013).
  24. Народная Республика Эуахлаи – Квинсленд, Австралия с 3 августа 2013 года.
  25. Республика Банксаморо в Филипинах. Фронт национального освобождения Моро провозгласил независимость Бангсаморо 12 августа 2013 года в Талипао, Сулу и объявил столицей Бангсаморо город Давао.
  26. Сирийский Курдистан или Западный Курдистан. 12 ноября 2013 года, «Демократический союз» – крупнейшая курдская партия Сирии – объявила о планах по созданию переходного правительства в курдских районах на северо-востоке страны. Иракский Курдистан не признаёт автономию сирийских курдов.
  27. Исламское государство Фалуджа в Ираке. Военная групировка Исламское государство Ирака захватила город Фалуджа и 3 января 2014 года провозгласила независимость.

Список непризнанных государств

Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию

  • Абхазия расположена между Кавказскими горами и Чёрным морем. Согласно конституции Грузии, является автономной республикой в составе Грузии. С 1992 года — фактически самостоятельное государство. Государственная самостоятельность Абхазии признана 2 государствами-членамиООН — Россией и Никарагуа .
  • Китайская Республика (Тайвань), контролирующая остров Тайвань и несколько небольших островов. После гражданской войны в Китае в 1949 году потеряла дипломатическое признание и место в ООН в пользу Китайской Народной Республики25 октября1971 годаРезолюцией 2758Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время признаётся 23 государствами . Тайвань осуществляет фактически дипломатические отношения через свои т. н. экономические и культурные представительства (фактически, посольства).
  • Косово находится на Балканском полуострове. Согласно Конституции Сербии входит в состав Сербии как Автономный край Косово и Метохия. На основании резолюции 1244Совета Безопасности ООН) находится под международным управлением. В 2008 году была провозглашена независимость, которая в настоящее время признана 60 странами.
  • ТРСК находится в северной части Кипра и сформирована после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 году. Она объявила о своей независимости в 1983 году. В 2004 году её территория была фактически включена в состав Европейского союза как часть Республики Кипр. Признается Турцией и АР Нахичевань (в составе Азербайджана).
  • Южная Осетия расположена на южных склонах Кавказских гор. Согласно конституции Грузии входит в состав нескольких районов Грузии. В 1991 году получила фактическую независимость, которая признается 2 государствами-членамиООН — Россией и Никарагуа.

Непризнанные государства, фактически контролирующие большую часть своей территории

Территория бывшего СССР

  • Приднестровская Молдавская Республика (c 1990) — непризнанное государство, провозглашённое на части территории Молдавской ССР. На востоке граничит с Украиной, на западе — с Молдавией.
  • Нагорно-Карабахская Республика (c 1991) — непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), а также прилегающего к ней бывшего Шаумяновского районаАзербайджана. Мардакертский, Мартунинский и Шаумяновскийрайоны, на которые претендует НКР, частично или полностью контролируются Азербайджаном. На западе граничит с Арменией, на севере и востоке — с Азербайджаном, на юге — с Ираном.

Территория Сомали

  • Сомалиленд (с 1991). Находится на северо-западе Сомали. В мае 1991 года северные кланы провозгласили Независимую Республику Сомалиленд, включающую в себя 5 из 18 административных регионов Сомали .
  • Пунтленд (с 1998) в Сомали .
  • Галмудуг (с 2006) в Сомали .
  • Маахир (с 2007) в Сомали .
  • Нортленд (Сомали) (с 2008) в Сомали .

Прочие

  • Вазиристан в Пакистане .
  • Государство Шан в Мьянме .
  • Государство Ва в Мьянме (см. народность ва)

Частично признанные государства, находящиеся под военной оккупацией

  • Западная Сахара, большей частью которой управляет фактически Марокко. Сахарская Арабская демократическая республика, управляющая остальной частью, признаётся 49 государствами, является членом Африканского союза.
  • Палестина признаётся 97 странами . 18 ноября 1988 года, через три дня после провозглашения , независимость Палестинского государства признал СССР (до этого им признавалось Арабское государство в границах 1947 года (кроме Западного берега р.Иордан, считавшегося Советским Союзом частью Иордании)), после распада которого эту же позицию разделила и Россия, где в настоящее время функционирует официальное дипломатическое представительство Государства Палестина .
  • Израиль не признаётся большинством арабских и мусульманских государств (сейчас 24, отношения с 4 государствами приостановлены), но признаётся Египтом, Иорданией и Турцией.
  • КНР не признаётся государствами, признающими Тайвань
  • Кипр не признаётся Турцией .
  • КНДР не признаётся Республикой Корея, Японией , Францией.
  • Республика Корея не признаётся КНДР.
  • Чехия не признаётся Лихтенштейном из-за имущественных споров.
  • Словакия не признаётся Лихтенштейном из-за имущественных споров.
  • Лихтенштейн не признаётся Чехией и Словакией из-за имущественных споров. .

Назначение судебной власти

Ряд авторов полагает, что назначением судебной власти является непосредственно отправление правосудия. Другие авторы придерживаются мнения, что назначение с.в. – разрешение юридических конфликтов в определённом (судебном) порядке. Но это наиболее общий подход к вопросу. Назначение с.в. включает в себя группу понятий.

Так, назначение с.в. как одной из ветвей власти – претворение в текущую жизнь общества воли государства, а также защита прав, законных интересов и свобод граждан и организаций.  Под назначением с.в. можно понимать саму возможность выполнять определённые задачи, которые ставит перед государством общество.

Одной их таких задач, помимо непосредственно решения юридических конфликтов, является, например, балансирование двух других властных ветвей. Это пресловутая, но, тем не менее, важная система сдержек и противовесов, продиктованная острой социальной необходимостью. Необходимость эта выражается в минимизации социальных катаклизмов, революций и подобных явлений. Т.е., стабильности и долговечности государства как механизма. Такие соображения выразил, например, Ш. Монтэскье в своём трактате «О духе законов». Однако можно с уверенностью сказать, что мысль эта намного древнее, её следы можно найти и гораздо более ранних рукописях.

Таким образом, судебная власть – значимый фактор самого существования конституционного строя. Реализуется это через оценку именно судом степени соответствия актов власти исполнительной и законодательной Основному закону государства. В РФ такими полномочиями наделены конституционные суды Федерации и республик. Конституционные суды (советы) имеются во многих государствах Мира, например, в Германии, Франции, Иране, Южной Корее и других. В США, Японии и ещё ряде государств (в т.ч., непризнанных) роль конституционного суда выполняет Верховный Суд.

Сюда же можно отнести и судебный контроль исполнения действующих национальных законодательств. Выражается он в соблюдении законности и справедливости при применении того или иного закона, иных НПА. На практике осуществляется применением судом к спорным правоотношениям норм, подлежащих применению. Либо же применения нормы в «верном» её понимании, поскольку суд вправе официально толковать нормы. Ну и, конечно же, в обязательности судебного решения для исполнения:

  • госорганами, органами местного самоуправления
  • должностными лицами, объединениями, а также
  • всеми видами физических и юридических лиц

Обеспечение реализации закреплённых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина является главным содержанием деятельности с.в. (ст. 18 Конституции РФ). Судебная власть имеет непосредственное отношение к конституционным гарантиям прав на жизнь, свободу, неприкосновенность, а также тайну. Указанное можно прямо отнести к назначению с.в.

* Конституционное право России. Учебный курс (учебное пособие в двух томах, том второй; издание седьмое, перераб. и доп.) (Авакьян С.А.). — М.: «Норма: ИНФРА-М», 2021. — 936 с.

** Ткачёва Н.В. Предназначение судебной власти, Вестник ЮУрГУ, № 19, 2011, стр. 61

*** Терехин В.А. Судебная власть в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод граждан (вопросы теории и практики): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 12; Власов А.А. Проблемы эффективности и доступности правосудия в России // Государство и право. 2004. N 2. С. 13-20.

**** Горская Н.И., Козлов О.В. Административная и судебная власть в России второй половины XIX в. // История государства и права. — 2009. — N 13. С. 23-27; Корякин Е.А. Административное судопроизводство в Российской Федерации // Российский судья. 2008. N 2. С. 7-8.

Ещё по теме «Природа и назначение судебной власти в современном государстве»:

  • Коллизии в российском праве: понятие и виды
  • Пробелы в праве, устранение и преодоление пробелов
  • Правовое и индивидуальное судебное регулирование общества
  • Штраф за отсутствие маски по фотографии возможен — ВС РФ
  • Об отмене простой доверенности можно будет узнать в Интернет

II. Порядок взыскания задолженности

Признание решения и выдача исполнительных документов

В СНГ существует принцип экзекватуры. Он состоит во взаимном признании судебных решений, принятых в странах, входящих в содружество. Исключением из этого правила является процесс реализации решений, существующий между Россией и Белоруссией. О нем мы расскажем чуть ниже. Пока же рассмотрим экзекватуру. Её суть заключается в том, что взыскатель подает обычный иск к зарубежному ответчику в своей стране, получает решение, а затем направляет данный акт, в судебный орган зарубежного государства по местонахождению (или регистрации) должника.

Истец имеет право направить решение напрямую в суд страны должника. Однако он должен точно знать в какой конкретно суд надо отправить документы. Ведь каждое государство имеет свою судебную структуру. Например, в Казахстане, дела, вытекающие из споров по хозяйственным договорам, рассматривают специализированные экономические суды, а в Армении – судебные органы общей юрисдикции. Поэтому, если кредитор слабо знаком со структурой судебной власти государства должника, то он должен отправить документы через своего представителя в этой стране или через суд, который вынес вышеуказанный судебный акт у него на родине.

Стоит также помнить, что истец направляет в зарубежный суд не только решение о взыскании долга, но и прикладывает к нему целый пакет документов. Прежде всего — это ходатайство (или заявление) о разрешении принудительного взыскания. Кроме него в пакет входит оригинал либо копия решения, бумаги, подтверждающие извещение ответчика о заседаниях и вызове его (либо представителей) в суд, платежные поручения, указывающие на частичное исполнение (если оно, конечно, было), а также документы, свидетельствующие о согласии контрагентов на применение договорной подсудности.

Далее, заявитель должен уплатить ещё и госпошлину. Она перечисляется в национальной валюте страны, куда направляются документы. Реквизиты можно узнать через интернет на сайте соответствующего суда. Прежде чем перечислять пошлину, рубли надо будет конвертировать в другую валюту. А это дополнительные затраты.

Следует также знать, что ошибки и небрежность в подготовке документов недопустимы. Ведь бумаги направляются в зарубежную инстанцию, и она будет, словно под лупой, рассматривать решение своих коллег. И те недочеты на которые снисходительно смотрит национальный суд будут рассматриваться за рубежом в качестве грубейших ошибок. Поэтому кроме международных соглашений следует изучить еще законы и кодексы зарубежного государства, регламентирующие порядок подтверждения решений иностранных судов. Они зачастую более подробно описывают данный процесс, чем международные конвенции. А если у кредитора нет такой возможности, то он должен найти представителя в стране должника, либо обратиться в специализированную компанию у себя на родине.

Зарубежный суд по местонахождению (или регистрации) должника рассматривает документы и выносит определение о выдаче или об отказе в выдаче исполнительного листа.

Если суд решил удовлетворить заявление, то он выдает исполнительный лист. Последний направляется представителем кредитора или сами судом (если истец ходатайствовал об этом) в местный исполнительный орган. В России — это отдел судебных приставов, а в Казахстане, например, подобные решения исполняют частные судебные исполнители.

Процесс исполнения решений в бывшем СССР в принципе идентичен. Исполнители списывают деньги со счетов должника, ограничивают выезд из страны, накладывают аресты на собственность и средства в кредитных организациях.

Кстати, ещё в 2007 году Экономический Суд СНГ разъяснил, что если следовать букве конвенций, заключенных странами содружества, то они взяли на себя обязательство не просто содействовать исполнению решений судов, но взаимно признавать, а также исполнять их. Иными словами взыскатель имеет право просто оформить заявление, приложить к нему исполнительный документ и отправить напрямую в исполнительные органы зарубежного государства. Другой вопрос, что страны — участники приняли нормативные акты, требующие получения разрешения на принудительное исполнение. Прямое направление исполнительных документов в соответствующие органы своих стран предусмотрено только между Белоруссией и Россией. Указание на подобную возможность мы можем прочитать в Соглашении между РФ и РБ. Ст.1 этого документа гласит, что решения судов двух стран не требуют дополнительного признания. Взыскатели отправляют исполнительные листы сразу в службы судебных приставов (исполнителей) РФ и РБ либо в банки, где находятся счета дебиторов.

Правовой статус судов, судебной системы

Правовой статус судебной системы установлен Конституцией РФ.

Статьями 10, 11 Конституции утверждается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную и осуществляется государственная власть в том числе и судами.

Суд, как орган государственной власти, обладает государственно-властными полномочиями и компетенциями, образуется в установленном государством порядке, уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции, действует в установленном государством порядке, является составной частью единой системы органов государственной власти.

Государственно-властные полномочия суда заключаются в том, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Опровергнуто принятое судебное постановление может быть только в судебном порядке.

Установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, судоустройство и законодательство находятся среди предметов ведения Российской Федерации (ст. 71, пункты «г», «о» Конституции РФ).

Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней закреплены основные правила, которым должна отвечать судебная система, порядок и принципы осуществления судопроизводства и правосудия.

Суд создается, учреждается и осуществляет деятельность не по воле лица, являющегося учредителем, а на основании и в соответствии с Конституцией, федеральным конституционным законом федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции Российской Федерации».

Следует заострить внимание на том, что понятия «обладать полномочиями юридического лица» и «являться юридическим лицом» имеют разное правовое наполнение

Роль непризнанных государств в международных отношениях

Современные непризнанные республики не только имеют место быть в документации самих основателей, но также поддерживают определенные взаимоотношения с признанными государствами или другими непризнанными образованиями.

В этом плане нужно понимать, что на высшем дипломатическом уровне некоторые страны могут быть непризнанными, но в то же время их правительства могут вести сотрудничество с другими государствами. Также могут развиваться экономические торговые взаимоотношения. Немаловажным моментом является сотрудничество в сфере образования.

Абсолютно все эти межгосударственные связи основываются на определенных нормативно-правовых актах, распоряжениях, указах и соглашениях.

ТОП новости сегодня

Пушилин прокомментировал ситуацию под Красным Лиманом
30.09.22

Союзные силы вышли из Дробышево и Ямполя, обстановка тяжелая – военкор Поддубный
30.09.22

НАТО готовит экстренное обращение
30.09.22

ВСУ взяли Красный Лиман в оперативное окружение
30.09.22

Названа новая столица Запорожской области после вхождения в состав России
30.09.22

В ДНР конфисковали недвижимость украинских олигархов Ахметова и Курченко
30.09.22

В Киеве анонсировали «фундаментальные решения», которые примут на сегодняшнем заседании СНБО
30.09.22

Вхождение ДНР, ЛНР, Запорожья и Херсона в состав России. Как пройдет и что изменится?
30.09.22

Назван статус входящих в состав России новых территорий
29.09.22

В ЛНР предрекли затяжной процесс ликвидации таможни между республикой и Россией
29.09.22

Судебная практика к статье

По делу обжалуется жалоба заявителя на то, что отказ в удовлетворении его ходатайства об исполнении решения Трибунала Флоренции от 18 сентября 2012 г. противоречил законодательству и нарушил право заявителя. По делу допущено нарушение требований статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

31. 19 января 2012 г. Санкт-Петербургский городской суд отклонил ходатайство заявителя. Суд установил, что решение от 6 декабря 2010 г. являлось предварительным решением, вынесенным на период до принятия окончательного решения по бракоразводному процессу. Оно могло быть изменено судьей, который мог сделать это в любое время, что и произошло в действительности, поскольку решение было изменено 29 июня 2011 г. и не могло быть обжаловано. Таким образом, данное решение не являлось решением, вынесенным по гражданским вопросам по смыслу статьи 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и, следовательно, не имело правовой силы в Российской Федерации. Санкт-Петербургский городской суд также постановил, что в исполнении решения от 6 декабря 2010 г

должно быть отказано, принимая во внимание статью 412 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 13 двусторонней Конвенции. Санкт-Петербургский городской суд установил, что решение от 6 декабря 2010 г

явно противоречило публичному порядку Российской Федерации, поскольку согласно ему только отец должен был осуществлять опеку над детьми. Законодательством Российской Федерации не предусматривалось, что опеку должен осуществлять только один родитель, если другой родитель официально не лишен родительских прав. Принимая во внимание тот факт, что М.Г. не была лишена родительских прав, решение о предоставлении опеки над детьми исключительно отцу не соответствовало законодательству Российской Федерации.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ N 80-КГ14-6

Требование: О взыскании индексации ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, обязании производить индексацию.

Обстоятельства: Истец ссылается на то, что во время командировки в учебное заведение, правопреемником которого является ответчик, получил производственную травму, в результате чего ему установлена инвалидность. Однако выплата сумм возмещения вреда прекращена.

Решение: Производство по делу прекращено, так как исковое заявление фактически направлено на пересмотр вступившего в законную силу решения иностранного суда.

Разрешая спор, суд первой инстанции частично прекратил производство по делу и частично удовлетворил исковые требования, руководствовался положениями части 1 статьи , части первой статьи 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Определение Конституционного Суда РФ N 890-О

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами.

В соответствии с частью первой статьи 409 ГПК Российской Федерации решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. По смыслу этой нормы, принятой в развитие положений части 3 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации», в случае отсутствия у Российской Федерации международного договора с государством, судом которого вынесено спорное решение, это решение не порождает каких-либо правовых последствий на территории Российской Федерации.

Таким образом, часть первая статьи 409 ГПК Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя. Установление же иного правового режима признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», равно как и проверка соответствия норм федеральных законов друг другу.

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!

Москва: +7 (499) 391-94-20

Санкт-Петербург: +7 (812) 935-52-63

Вся Россия: 8 (800) 550-82-94 (с 9.00 до 21.00 по Москве)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путеводитель по услугам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: