Как учесть затраты на проезд по платной дороге?
В Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153, такой вид расходов не указан. В составе прочих расходов по обычным видам деятельности поименованы затраты по уплате дорожных и других сборов за проезд автомашин по территории иностранных государств. Таким образом, отраслевое ведомство предусмотрело расходы на платные магистрали за рубежом, но не предполагало, что в недалеком будущем такие дороги появятся в РФ. Считаем уместным провести аналогию и отражать затраты на платные дороги в РФ так же, как расходы на оплату проезда по платным магистралям за рубежом, — в прочих затратах по обычным видам деятельности. Тем более что в более раннем документе — Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок, утвержденной Минтрансом России 29.08.1995, — есть затраты на выплату таможенных сборов, проезд автотранспорта, оплату проезда по платным дорогам и разрешений на проезд по временно закрытым дорогам (п. 2.29). Перечисленные расходы включаются в себестоимость оказываемых организацией транспортных услуг (Постановление ФАС СЗО от 03.03.2004 N А66-3606-03). В разрезе элементов оплата проезда по платным дорогам отражается как прочие затраты, по статьям затрат данный вид оплаты, как сбор, можно отнести к общехозяйственным (накладным) расходам транспортной организации.
Напоминаем, приведенные рекомендации даны в Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок. Если читатель считает их устаревшими, то он вправе разработать иной вариант учета затрат на проезд по платным магистралям. Хотя, по мнению автора, учет данных расходов в составе косвенных упрощает работу бухгалтеру. Ему не нужно «привязывать» сборы на платных дорогах сразу к тому или иному виду перевозок (объекту калькулирования). По итогам отчетного периода платный проезд будет распределен на объекты калькулирования в составе других накладных (косвенных) расходов согласно выбранному организацией порядку распределения. Его, как и квалификацию затрат по проезду автомобилей по платным дорогам для целей бухучета, целесообразно закрепить в учетной политике.
Обучение за счет компании
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд работодатель определяет сам (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). Если работодатель заинтересован в увеличении объема знаний своих сотрудников для эффективности работы компании в целом, он может отправить работников на обучение и оплатить соответствующие расходы. Выгода здесь будет обоюдная:
- сотрудник получит дополнительные знания, необходимые для выполнения трудовых функций;
- работодатель — более квалифицированного работника.
Варианты обучения могут быть различными. Так, можно направить сотрудника:
- повышать квалификацию на курсы и семинары;
- получать дополнительное среднее профессиональное или высшее образование.
В любом случае рекомендуется выбрать российское образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию и лицензию, или же иностранное образовательное учреждение, у которого есть соответствующий статус.
Недостатки такого способа появляются в случае, когда обученный сотрудник решит сменить место работы и компании придется отправлять на учебу кого-то другого. Избежать этого можно, заключив дополнительное соглашение о компенсации затрат.
Документальное оформление
Коллективный договор. Условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором (дополнительным соглашением к нему или дополнительным договором) (ч. 2 ст. 196 и ч. 2 ст. 197 ТК РФ).
План обучения и приказ. Если работники обучаются за счет фирмы, то необходимо составить план или программу обучения на текущий год. В плане надо пояснить, что обучение направлено на повышение квалификации сотрудников, то есть расходы на него связаны с основной деятельностью организации. Также нужно оформить приказ руководителя о направлении работника на обучение (Письмо Минфина России от 16.05.2002 N 04-04-06/88).
Образец 1
План обучения (фрагмент)
Дополнительные документы:
- договор с образовательным учреждением, который заключен от имени компании (абз. 16 п. 7 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее — Типовое положение)), с приложением к нему учебной программы образовательного учреждения (с указанием количества часов посещения);
- копия лицензии на ведение образовательной деятельности (для российского учреждения) или подтверждения соответствующего статуса (для иностранного учреждения);
- копия документа, подтверждающего факт обучения работника (диплом, аттестат, удостоверение и т.п.);
- акт об оказании образовательных услуг с указанием периода обучения, наименования программы обучения и его стоимости в рублях. При долгосрочном обучении акт следует составлять отдельно за каждый отчетный период, то есть один раз в квартал, а расходы на оплату образовательных услуг включать в состав затрат ежеквартально.
Налоговый учет, НДФЛ и страховые взносы
Налог на прибыль. Расходы на обучение работников учитываются при общем режиме (только в том случае, когда заказчиком образовательных услуг является работодатель, а не работник) (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ), при упрощенной системе (пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) и при ЕСХН (пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
Правда, при всех режимах налогообложения для отражения расходов необходимо выполнение условий, указанных в п. 3 ст. 264 НК РФ. В частности, у организации должны быть все перечисленные выше документы, у образовательного учреждения, в свою очередь, должны быть лицензия или статус, а программа обучения связана с профессиональными обязанностями работника (Письмо Минфина России от 08.06.2012 N 03-03-06/1/297).
Страховые взносы, взносы на травматизм, НДФЛ. Если обучение проводилось в интересах работодателя, то страховые взносы во внебюджетные фонды и на страхование на случай травматизма начислять не нужно (пп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее — Закон N 212-ФЗ, и пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, далее — Закон N 125-ФЗ). По этой же причине не нужно удерживать и НДФЛ (п. 21 ст. 217 НК РФ).
Бухгалтерские проводки
В бухгалтерском учете расходы на повышение квалификации сотрудников отражают проводками:
Дебет 60-2 Кредит 51
— перечислена предоплата за повышение квалификации сотрудника;
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 60-1
— плата за обучение отражена в составе расходов на повышение квалификации сотрудника;
Дебет 60-1 Кредит 60-2
— зачтена сумма выданного аванса;
Дебет 90-2 Кредит 20 (25, 26, 44)
— стоимость обучения работника отнесена на себестоимость.
Расходы на проезд сотрудников в трудовом договоре
Одним из правовых вариантов компенсации расходов на проезд сотрудников – это указание данной компенсации в трудовом договоре. В таком случае это будет считаться одной из статей расходов на оплату труда. Правомерность отражения компенсаций в трудовом договоре можно выразить в нескольких аспектах:
- В случае заключения трудового договора, независимо от того, что прописано в нем, любой гражданин имеет право рассчитывать на все те компенсации и преференции, предусмотренные трудовым законодательством. Помимо трудового законодательства работник также защищен специфическими законами, которые могут распространяться также на трудовые отношения.
- В случае изменений условий договора гражданин имеет право отказаться от подписания нового дополнительного соглашения, если это ущемляет его права. Гражданин имеет право высказать все свои претензии в части несогласия с новыми положениями и в случае если работодатель не готов к диалогу, может обратиться в профсоюз, трудовую инспекцию, а в крайнем случае и в суд.
- До заключения трудового договора работник имеет право обсудить все его пожелания и ожидания. Сотрудник заранее озвучивает, чтобы он хотел получить за выполнение трудовых обязанностей в данной организации. Работодатель в свою очередь может принять данные условия и внести их в договор. Или предложить компромиссный вариант и свои условия отношений.
- В общем понимании расходы на проезд до места работы полностью ложатся на работника. При трудоустройстве он должен оценить самостоятельно свои экономические выгоды от такой сделки. Но в случае труднодоступности месторасположения, работодатель может взять эти расходы на себя. При этом данная мера может быть как индивидуальная либо общая для всех работников.
Оцените качество статьи
Нам важно ваше мнение:. В комментируемом письме Минфин России в очередной раз рассмотрел вопрос учета расходов на оплату проезда к месту работы и обратно
В целях главы 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ компании вправе учитывать все расходы при формировании налоговой базы по налогу при соответствии критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и при условии, что такие расходы не поименованы в статье 270 Налогового кодекса
В комментируемом письме Минфин России в очередной раз рассмотрел вопрос учета расходов на оплату проезда к месту работы и обратно. В целях главы 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ компании вправе учитывать все расходы при формировании налоговой базы по налогу при соответствии критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и при условии, что такие расходы не поименованы в статье 270 Налогового кодекса.
По общему правилу, любые выплаты работникам, которые связаны с их содержанием и при этом предусмотрены законодательством РФ, трудовыми или коллективными договорами, могут быть учтены при расчете налога на прибыль. Такие затраты включают в расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ).
Расходы, которые не учитывают при расчете налога на прибыль, перечислены в статье 270 Налогового кодекса. К таким расходам относится, в частности, оплата проезда работников к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами или ведомственным транспортом.
Как правильно оформить возмещение расходов на проезд сотруднику?
Вопрос от читательницы Клерк.Ру Евгении (г. Калуга)
Наша организация применяет УСН с объектом ДОХОДЫ. Исполнительный директор проживает в другом городе. Директор принял решение возмещать расходы на проезд. Входит ли сумма возмещения в ФОТ, нужно ли на эти суммы начислять взносы ФСС травматизм, ПФР и удерживать НДФЛ? Как правильно оформить возмещение расходов на проезд сотруднику?
Основанием для возмещения расходов на проезд директора от места его проживания до места работы и обратно может служить трудовой договор либо локальный нормативный акт (приказ).
В том случае, если такая выплата предусмотрена трудовым договором, у организации-страхователя возникает объект обложения страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).
Спорной является ситуация, при которой возмещение стоимости проезда директора не будет определено трудовым договором (то есть имеется только приказ). Из буквальной трактовки ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ следует, что такие выплаты объектом обложения страховыми взносами не являются (как не предусмотренные трудовым договором). Однако на этот счет уже имеются разъяснения Минздравсоцразвития РФ и они не в пользу страхователей.
Так, в Письме данного ведомства от 23.03.2010 г. № 647-19 указано, что выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и, значит, связанные с трудовыми договорами.
Исключением являются только суммы, указанные в ст. 9 Закона N 212-ФЗ, которые страховыми взносами не облагаются. Арбитражной практики по данному вопросу пока нет, поскольку Закон вступил в силу недавно (с 1 января 2010 г.). Поэтому если вы не хотите рисковать, то взносы с такой выплаты лучше начислять, в независимости от того, какой документ ее предусматривает.
В отношении НДФЛ нужно учитывать следующее. Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной и натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
Оплата за налогоплательщика (полностью или частично) организациями товаров (работ, услуг) в его интересах в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса признается доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.
Не подлежат обложению все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Поскольку компенсация проезда работнику до места его работы и обратно законом не установлена, считаю, что она признается его доходом, полученным в натуральной форме, и подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях. По мнению Минфина, облагаемого дохода в связи с отсутствием экономической выгоды не образуется только в том случае, если работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом и организация вынуждена организовать их доставку (например, при ночном графике работы или если обособленное подразделение организации находится в населенном пункте, в который не ходит общественный транспорт) (см., н-р Письма от 24.12.2007 N 03-04-06-02/226, от 11.05.2006 N 03-03-04/1/434).
Страховые взносы в ФСС на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве на рассматриваемые выплаты также начисляются, поскольку они в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 765, не включены.
Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.
Нормативно-правовое регулирование
Проезд транспортного средства (ТС) по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги осуществляется на основании договора (концессионного соглашения) с владельцем автомобильной дороги (с концессионером) (п. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Проезд по платным автомобильным дорогам федерального значения регулируется Правилами оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.2010 N 18 (п. 4 ст. 40 Федерального закона N 257-ФЗ).
Пользование платной автомобильной дорогой осуществляется на основании договора между пользователем и оператором, согласно которому оператор обязан предоставить пользователю право проезда и организовать дорожное движение, а пользователь — оплатить предоставленную услугу (п. 3 Правил). Способы заключения указанного договора перечислены в п. 4 Правил.
Одним из способов заключения такого договора является приобретение в собственность или в аренду технического средства автоматической электронной оплаты (пп. «г» п. 4 Правил).
Техническое средство автоматической электронной оплаты — устройство, располагаемое на ТС и предназначенное для идентификации такого ТС в движении системой контроля, используемой оператором (пп. «ж» п. 2 Правил).
Такое техническое средство представляет собой автономное электронное устройство, принимающее и передающее сигнал для автоматической оплаты проезда по платным участкам автомобильной дороги (без участия водителя и кассира). Оплата проезда при использовании транспондера осуществляется за счет денежных средств, предварительно перечисленных оператору (внесенных на лицевой счет транспондера). По лицевому счету выдается выписка о движении средств.
Правовая природа дорожных сборов
В настоящее время отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, регулируются Федеральным законом об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации (Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее — Закон № 257-ФЗ)).
Основным условием эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе является обеспечение возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования (ст. 37 Закона № 257-ФЗ). То есть проезд по платной автомагистрали — это право автомобилиста, решение о необходимости проезда по такой дороге он принимает самостоятельно и всегда имеет возможность отказаться от данных расходов.
В отличие от платы за проезд плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, имеет не добровольный, а обязательный характер. То есть отказаться от внесения такой платы владельцы тяжеловесных транспортных средств не могут.
До недавнего времени компенсировать причиненный дорогам вред необходимо было только в том случае, если масса транспортного средства и (или) осевые нагрузки превышали допустимые значения (ст. 31 Закона № 257-ФЗ; Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утв. пост. Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 (далее — Правила № 934)). Внесение платы в счет возмещения такого вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств (Приложение № 1 к Порядку выдачи специального разрешения, утв. приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258). Расчет этих платежей осуществляют:
— на участках автодорог федерального значения — Федеральное дорожное агентство;
— на участках автодорог регионального или межмуниципального значения — органы исполнительной власти субъектов РФ;
— на участках автодорог местного значения — органы местного самоуправления;
— на участках частных автодорог — владельцы этих автомобильных дорог (п. 3 Правил № 934).
С 15 ноября 2015 года для грузовых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, введен новый вид платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам общего пользования. Ее обязаны платить все владельцы поименованных транспортных средств, при этом масса перевозимого груза значения не имеет. Плата вносится даже в том случае, если указанные большегрузы двигаются по федеральным автомагистралям порожняком (ст. 31.1 Закона № 257-ФЗ; Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утв. пост. Правительства РФ от 14.06.2013 № 504).
Взимание платы осуществляется с использованием специальной системы «Платон» (http://platon.ru/ru/about/). Размер такой платы — фиксированный и составляет 3,73 рубля на один километр пути, пройденного по указанным автомобильным дорогам. По многочисленным просьбам представителей бизнес-сообщества о минимизации дополнительной финансовой нагрузки на предприятия Правительством Российской Федерации было принято решение о существенном снижении платы на первые месяцы эксплуатации системы «Платон». Так, до 29 февраля 2016 года включительно размер платы будет составлять 1,53 рубля на один километр пути (на этот период к размеру платы 3,73 руб. применяется коэффициент 0,41). С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно будет применяться коэффициент 0,82, что обеспечит снижение размера платы в этот период до 3,06 рубля на один километр (п. 2 пост. Правительства РФ от 03.11.2015 № 1191).
На каком основании взимается плата за проезд?
Использование платной автомобильной дороги (платного участка) предусмотрено Законом об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ (далее — Закон) <1>. В Минтрансе считают, что преимущества пользователей платных автомобильных дорог — в экономии эксплуатационных затрат (транспортных расходов) при проезде по платной автомобильной дороге за счет снижения расхода ГСМ, износа шин, расходов на ремонт. Также пользователи платной дороги экономят во времени доставки грузов и пассажиров, пользуются повышенным комфортом и относительной безопасностью движения. Платные дороги имеют перспективу, хотя…
<1> Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
Если рассматривать проблему пробок в крупных городах, то платными автодорогами ее не решить, понадобятся решения другого плана, связанные не с расширением движения автомобилей, а с ограничением транспортного потока, и иные кардинальные решения.
Плюсы у платных дорог, безусловно, есть, но есть и минусы, главный из которых — это взимаемая с владельцев плата.
Как показывает мировая практика, при высокой интенсивности движения и разумной цене всегда найдутся желающие заплатить за возможность быстрого и комфортного перемещения. Другой вопрос — какую цену считать разумной. В Европе при значительно более высоком уровне жизни стоимость проезда по платным дорогам ниже, чем планируется в РФ, если сопоставлять плату с уровнем среднего дохода россиян. Поэтому пока приходится констатировать, что платные дороги для российских автолюбителей недешевы. Организациям проще, у них доходы и расходы другие, но все равно платный проезд вносит определенные коррективы в бюджет перевозок.
Проезд транспортного средства по платной автомобильной дороге (участкам дорог) осуществляется на основании договора с владельцем автомобильной дороги (эксплуатирующей организацией — концессионером). Факт заключения договора подтверждается документом об оплате проезда (п. 1 ст. 40 Закона). Такими документами являются проездные талоны с разным сроком действия, многоразовые талоны с магнитной полосой, электронные контактные и бесконтактные смарт-карты, дающие право на ограниченное число проездов через пункт взимания платы.
Владелец платной автомобильной дороги либо автомобильной дороги, включающей платные участки, или эксплуатирующая организация обязаны (п. 3 ст. 40 Закона):
- обеспечить беспрепятственный проезд транспортных средств по платной дороге или платному участку при условии соблюдения предусмотренного скоростного режима;
- устранять в установленные сроки неисправности, препятствующие нормальному использованию платной автомобильной дороги или платного участка дороги;
- обеспечивать пользователей платной дороги (платного участка) информацией о стоимости проезда транспортных средств по ней, об оказываемых услугах, о порядке, формах и системе их оплаты, о перечне услуг, входящих в стоимость проезда транспортных средств по такой дороге или такому участку дороги, и о порядке оказания этих услуг.
В январе 2010 г. введены Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам <2>.
<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.2010 N 18.
Выделим главные моменты в создании платных дорог на территории РФ:
- платный проезд организуется исключительно на основании решения государственного или муниципального органа;
- обязательно наличие альтернативного бесплатного проезда;
- предельный размер платы за проезд устанавливается актом органа, принявшего решение об организации платной дороги.
Налоговый учет расходов на платные дороги
Минфин и ФНС в соответствующих документах (письмо Минфина РФ № 03-11-11/57133 от 06 октября 2015 г., письмо УФНС РФ по г. Москве № 13-11/050285 от 07 июня 2012 г.) признают затраты на движение по платным магистралям в составе «Прочих расходов», связанных с производством или продажей, а также затрат на содержание автотранспорта, сборов на право проезда.
Плательщики УСН по системе «доходы минус расходы» прямо не могут учесть такие траты в «минусе», поскольку их нет в соответствующем перечне (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Но если отразить их не как самостоятельные траты, а как часть комплексного расхода, такой путь экономии при уплате налога возможен. Плата за проезд по дорогам при грамотном обосновании может быть сочтена частью:
- материальных расходов;
- командировочных;
- затрат по оплате товаров для дальнейшей реализации;
- трат по изготовлению или покупке основного средства (например, доставка купленного актива или материалов для него средствами самой фирмы).
Налоговый кодекс разъясняет ряд моментов, касающихся определения затрат на движение по платным трассам как уменьшающих базу налога на прибыль:
- такие расходы могут быть обоснованы как материальные затраты на содержание автотранспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- если водитель поехал по платной дороге, следуя в командировку или обратно, расходы можно счесть командировочными (подпункт 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
- штатные водители в своих разъездах платят за движение по таким магистралям, совершая «материальные расходы на услуги сторонних организаций» (подпункт 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
ВАЖНО! Поскольку, как правило, наряду с платным всегда имеется альтернативный бесплатный проезд, требуется для обоснования таких расходов доказать их целесообразность или производственную необходимость. Руководитель в качестве такого доказательства может расписать экономию времени, ГСМ, оплаты труда водителей, сбережение других ресурсов, подтвердить это статистическими выкладками, сравнительной справкой-расчетом
Если экономическая обоснованность не будет доказана подтверждающими документами, удовлетворяющими требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и ч. 2 ст. 9 Закона № 402-Ф, налоговая не сможет принять эти затраты для целей уменьшения базы налога на прибыль. Ведь необоснованный с точки зрения экономики дополнительный комфорт передвижения должен обеспечиваться уже после уплаты этого налога.