Маркировка и прослеживаемость товаров
С 2017 г. в России работает система маркировки «Честный ЗНАК». На все товары, подлежащие маркировке, должны быть нанесены специальные коды. За их нанесение отвечает производитель, импортер или владелец продукции. С 1 января 2022 г. участники оборота маркированных товаров должны выбрать оператора и подключиться к системе электронного документооборота, чтобы сообщать о переходе права собственности на товар. Прямые сообщения об отгрузках и приемках в «Честный ЗНАК» с этой даты будут закрыты.
С 1 марта 2022 г. вводится маркировка велосипедов и рам. В список изделий, которые нужно будет маркировать, включены:
- двухколесные и грузовые велосипеды без двигателя;
- велосипеды с вспомогательным двигателем;
- взрослые велосипеды с колясками и без них;
- детские трехколесные велосипеды;
- рамы для взрослых и детских велосипедов.
С 1 декабря 2021 г. введена маркировка природной минеральной воды. С 1 марта 2022 г. нужно получать штрихкоды для искусственно минерализованной воды, бутилированной воды без подсластителей и ароматизаторов, в том числе газированной воды. Регистрировать газировку в «Честном ЗНАКе» пока не требуется.
Маркировка молока и молочной продукции стала обязательной в 2021 г. Производители и импортеры обязаны наносить штрихкоды Data Matrix на любые продукты вне зависимости от срока хранения. С 20 января 2022 г. магазины должны фиксировать выбытие продуктов, хранящихся до 40 суток. А с 1 июня 2022 г. аналогичное требование вводится для продуктов, хранящихся более 40 суток.
С 1 декабря 2022 г. маркировать товары должны будут крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные производственные кооперативы. Сейчас они освобождены от этой обязанности, если продают товар лично или через собственный магазин.
С 1 марта 2022 г. вводом в оборот обувных товаров будет считаться исключительно направление в систему мониторинга уведомления об этом. То есть маркировать товары нужно будет до ввода в оборот.
Порядок применения вычетов по НДС.
В части применения ст. 172 НК РФ автономным учреждениям, на наш взгляд, будет интересна следующая норма (применяется с 1 января 2020 года). В случае создания налогоплательщиком нематериальных активов (собственными силами и (или) с привлечением третьих лиц) вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ либо фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для создания таких нематериальных активов, в том числе сумм налога, предъявленных налогоплательщику по договорам на создание нематериальных активов, производятся после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Налоговый период для предпринимателя
Правила по налоговому периоду для индивидуальных предпринимателей аналогичны правилам, установленным для организаций. С одной оговоркой – они не действуют при определении налогового периода по ПСН (п. 4 ст. 55 НК РФ).
Регистрация предпринимателя
Если предприниматель зарегистрирован в этом качестве не менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для него является период со дня регистрации в качестве предпринимателя до конца этого квартала. В противном случае первым налоговым периодом считается период со дня регистрации предпринимателя до конца квартала, следующего за кварталом регистрации (п. 3.1 ст. 55 НК РФ).
2. Налоговый период – месяц.
Первым налоговым периодом для предпринимателя будет период времени со дня его регистрации в качестве предпринимателя до конца календарного месяца регистрации (п. 3.3 ст. 55 НК РФ).
3. Налоговый период – год.
Если предприниматель зарегистрирован в период с 1 января по 30 ноября, то первым налоговым периодом для него является период со дня регистрации до 31 декабря этого календарного года.
Если же предприниматель зарегистрирован в период времени с 1 декабря по 31 декабря, то первым налоговым периодом для него будет период со дня регистрации в качестве предпринимателя по 31 декабря календарного года, следующего за годом регистрации (п. 2 ст. 55 НК РФ).
Прекращение деятельности предпринимателя
1. Налоговый период – квартал.
Последним налоговым периодом для предпринимателя считается период с начала квартала до дня утраты силы его регистрации в качестве предпринимателя – в том же квартале.
Если предприниматель зарегистрирован и снят с регистрации в одном квартале, то налоговым периодом для него является период со дня регистрации в качестве предпринимателя до дня утраты силы этой регистрации.
Если же предприниматель зарегистрирован менее чем за 10 дней до конца квартала и снят с регистрации до конца квартала, следующего за кварталом регистрации, то налоговым периодом будет период со дня регистрации в качестве предпринимателя до дня утраты силы этой регистрации (п. п. 3.1, 3.2 ст. 55 НК РФ).
2. Налоговый период – месяц.
Последним налоговым периодом для предпринимателя является период с начала календарного месяца до дня утраты силы его регистрации в качестве предпринимателя – в том же месяце.
Если предприниматель зарегистрирован и снят с регистрации в одном месяце, то налоговый период считается со дня его регистрации в качестве предпринимателя до дня утраты силы его регистрации в этом качестве (п. п. 3.3, 3.4 ст. 55 НК РФ).
3. Налоговый период – год.
Последним налоговым периодом является период с 1 января календарного года до дня утраты силы регистрации предпринимателя – в том же году.
Если предприниматель зарегистрирован и снят с регистрации в одном календарном году, то налоговым периодом будет период со дня его регистрации в качестве предпринимателя до дня утраты силы этой регистрации.
Если же предприниматель зарегистрирован в период с 1 декабря по 31 декабря, а снят с регистрации до конца следующего календарного года, то налоговым периодом считается период со дня его регистрации в качестве предпринимателя до дня утраты силы его регистрации (п. 3 ст. 55 НК РФ).
Особенности утверждения налогового периода
Для налоговых периодов характерно использование принципа однократности уплаты налога. Это означает, что налоговые обязательства погашаются в течение одного периода только 1 раз. Для нерегулярных налогов (разовых) понятие налогового периода не используют. Установленный в НК РФ порядок корректировки продолжительности налогового периода не является универсальным – его нельзя использовать при работе на режиме ЕНВД.
КСТАТИ, по стандартам НК РФ для субъектов предпринимательства в особенных случаях могут быть отменены отчетные периоды, для налоговых периодов такой возможности не предусмотрено. Это право закреплено за органами государственной власти, норма применима к земельному налогу (ст. 393 НК РФ).
Нельзя путать понятия налогового периода и срока налоговых выплат. В первом случае речь идет о времени, за которое подводятся итоги коммерческой деятельности с последующим расчетом обязательств перед бюджетами разных уровней. Второй термин предназначен для обозначения диапазона дат, в которые начисленный налог должен быть оплачен. Оба срока строго регламентированы НК РФ.
Главная особенность налоговых периодов в том, что они являются обязательным и неотъемлемым элементом системы налогообложения. Без них невозможно установить налог и ввести его в действующую фискальную схему. Норма подкреплена п. 1 ст. 17 НК РФ. Продолжительность налогового периода может изменяться. Для этого необходимо вносить корректировки в Налоговый кодекс. Такой порядок предусмотрен не только для общегосударственных налогов, но и для региональных разновидностей. Даже если местные власти наделены правом самостоятельно определять широкий перечень обязательных элементов налога, они не могут корректировать своим решением и нормативными актами даты начала и окончания налогового периода.
Как указываются налоговые периоды в налоговых декларациях
В налоговых декларациях налоговые периоды имеют специальные обозначения, например:
- В декларации по НДС в соответствии с Приказом ФНС №ММВ-7-3/558@от 10.2014.
- Для декларации по налогу на прибыль в соответствии с Приказом ФНС №ММВ-7-3/572@ от 19.10.2016.
- В декларации по налогу на имущество в соответствии с Приказом ФНС №ММВ-7-21/271@ от 31.03.2017.
- Для декларации по УСН с соответствии с Приказом ФНС №ММВ-7-3/99@ от 26.02.2016.
- В декларации по ЕНВД предусматриваются отдельные обозначения налоговых периодов в соответствии с Приказом ФНС №ММВ-7-3/353@от 04.07.2014.
- При указании налогового периода в форме 6-НДФЛ налоговый период обозначается в соответствии с приказом ФНС №ММВ-7-11/450@от 14.10.2015.
Ограничения на обратную силу нормативных актов
Нормативные акты могут иметь обратную силу – то есть их действие может распространяться на прошедшие периоды. НК РФ устанавливает правила на обратную силу актов законодательства по налогам и сборам:
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. (п. 2 ст. 5 НК РФ).
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. (п. 3 ст. 5 НК РФ).
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (р. 4 ст. 5 НК РФ).
В последних двух случаях акты законодательства о налогах и сборах могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
НДС
Льгота по медизделиям
Изначально предполагалось, что с 1 января применить освобождение от НДС по медизделиям можно будет только при наличии регистрационного удостоверения ЕАЭС. Но норму изменили, и теперь льготой могут пользоваться и те, кто получил российское регистрационное удостоверение.
Льгота для организаций общепита
С 2022 г. при определенных условиях от НДС будут освобождены услуги общепита в ресторанах, кафе, закусочных, столовых и т.д., а также при выездном обслуживании. Освобождение не распространяется на реализацию продуктов отделами кулинарии розничных продавцов, а также организациями и ИП, которые занимаются заготовками или розничной торговлей.
Условия освобождения от НДС установлены п. 2 ст. 2 Закона от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ. Если организация или предприниматель зарегистрированы до 2022 г., то для освобождения от НДС должны одновременно выполняться следующие условия:
- сумма доходов за 2021 г. составляет не более 2 млрд руб.;
- не менее 70% этих доходов получено от реализации услуг общепита;
- размер среднемесячных выплат не должен быть меньше среднемесячной начисленной зарплаты в регионе (это условие добавится с 2024 г.).
При выполнении данных условий освобождение от НДС начнет применяться с 1 января 2022 г. автоматически, без подачи заявлений. Если организация или предприниматель будут зарегистрированы в 2022 г., то освобождение начнет применяется с момента регистрации без указанных ограничений. При этом они должны будут ежеквартально сдавать декларацию по НДС.
Классификация налоговых периодов
Налоговый период классифицируется по видам налогов и по величине временного диапазона. По продолжительности выделяют:
- месячный период;
- квартальный;
- годовой.
Существует понятие неделимого и разделенного периодов. Последние состоят из нескольких отчетных периодов, в этом случае налоги перечисляются авансовыми платежами. По итогам года выводятся окончательные данные:
- сколько налога начислено за весь налоговый период;
- в каком размере были перечислены авансовые платежи;
- какой объем налогового обязательства подлежит погашению (от рассчитанной общей суммы налога отнимаются произведенные в течение года платежи).
В налоговых декларациях для налоговых периодов предусмотрены специальные шифры:
- Для декларации по НДС их перечень приведен в Приказе ФНС от 29.10.2014 под №ММВ-7-3/558@.
- В декларации по налогу на прибыль коды указываются в соответствии с показателями, закрепленными в приложениях Приказа, изданного ФНС 19.10.2016 под №ММВ-7-3/572@.
- В отношении налога на имущество применяются обозначения, утвержденные ФНС в тексте Приказа от 31.03.2017 под №ММВ-7-21/271@.
- Для декларационного документа по УСН используются нормы из Приказа от 26.02.2016 г. №ММВ-7-3/99@.
- Для тех, кто работает на ЕНВД, предусмотрены отдельные кодовые обозначения налоговых периодов. Они приведены в Приказе от 04.07.2014 г. №ММВ-7-3/353@.
- Для отражения сведений в форме 6-НДФЛ шифры надо брать из Приказа от 14.10.15 г. №ММВ-7-11/450@.
А самозанятые лица?
Как мы понимаем из всего вышесказанного, государство поставило акцент в изменении налоговых периодов на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Если далеко не уходить за пределы статьи 55 НК РФ, то мы имеем возможность найти информацию, которая затрагивает самозанятых лиц. Спрашивается, что в налогообложении их деятельности может быть сложного? Несколько месяцев тому назад мы уже писали про эту категорию людей, занимающихся предпринимательской деятельностью, и пришли к выводу, что облачение их труда в одежду законодательных норм и порядков – предприятие, мягко говоря, «наивное». И все же Законодатель сообщает нам, что вставшие на учет самозанятые лица (независимые адвокаты, оценщики, парикмахеры на дому, репетиторы и т.д.) должны будет платить единый налог на свою деятельность один раз в год. Соответственно, исходя из того, в какой день человек был зарегистрирован в ИНФС, с того же дня будет считаться его деятельность активной и это значит, что ему будет сделан перерасчет, как за неполный отработанный год. Неужели нелогично? На наш взгляд, это вполне справедливо.
Скорректированы сроки владения недвижимостью для продажи без уплаты НДФЛ
С нового года вступают в силу изменения в ст. 217.1 НК РФ, которой установлены минимальные сроки владения недвижимостью на праве собственности, дающие право на полное освобождение дохода при продаже от НДФЛ.
По общему правилу такой срок составляет 5 лет. Однако в некоторых случаях (например, в отношении недвижимости, полученной по наследству или дарению от близкого родственника или члена одной семьи, в порядке приватизации или по договору пожизненного содержания с иждивением), он составляет 3 года.
С нового года этот перечень немного расширен путем уменьшения до 3-х лет срока для тех, кто продает единственное находящееся в собственности жилье. Теперь им не надо ждать пять лет, чтобы продать квартиру и не платить налог на доход.
Однако действовать данное правило будет с учетом возможной доли налогоплательщика в общем имуществе супругов на другое жилье, оформленное на супруга. Проще говоря, если имущество приобретено в браке и оформлено на имя одного из супругов, то при продаже другим супругом квартиры, оформленной на его имя, такое имущество не будет признано единственным жильем, а, следовательно, предельный срок владения для исчисления налога будет составлять 5 лет.
Особенности установления налогового периода
Налоговые периоды имеют принцип однократности уплаты налога. Это значит, что погашение налогового обязательства в одном налоговом периоде происходит однократно. Для налогов, имеющих разовый характер, такое понятие «налоговый период» не используется.
Порядок корректировки налогового периода, который предусмотрен НК РФ, назвать универсальным нельзя. Он, к примеру, не может быть использован, если организация находится на ЕНВД.
В отдельных случаях Налоговым кодексом предусмотрена отмена отчетных периодов. Однако, по отношению к налоговым периодам такая возможность не предусматривается. Данное право закреплено законодательно и применяется к земельному налогу ().
Выездная налоговая проверка.
Проверки, которые проводятся налоговыми органами, бывают камеральными (проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных налогоплательщиком) и выездными (проводятся на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа). Общие требования по проведению выездной налоговой проверки установлены ст. 89 НК РФ.
В частности, в п. 2 данной статьи закреплено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:
-
по месту нахождения организации;
-
по месту жительства физического лица;
-
по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом РФ в порядке, установленном п. 8 ст. 246.2 НК РФ.
В результате внесенных Федеральным законом № 325-ФЗ в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений, помимо вышесказанного, решение о проведении выездной налоговой проверки вправе выносить налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта РФ.
Также внесены коррективы в части проведения проверки филиала или представительства. Пунктом 4 ст. 89 НК РФ установлено, что самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения:
-
налогового органа по месту нахождения такого подразделения;
-
налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих место нахождения на территории этого субъекта РФ (положение введено п. 31 ст. 1 Федерального закона № 325-ФЗ).
Осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов
Должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку либо камеральную налоговую проверку на основе декларации по НДС в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осматривать территории, помещения лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документы и предметы. Эта норма установлена ст. 92 НК РФ.
Положения данной статьи Федеральным законом № 325-ФЗ дополнены нормой (применяется с 01.04.2020), устанавливающей, что осмотр территорий, помещений, документов и предметов проводится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, производящего осмотр. Осмотр осуществляется в присутствии понятых. В его проведении вправе участвовать лицо, территории, помещения, документы и предметы которого подлежат осмотру должностным лицом налогового органа, или его представитель, а также соответствующие специалисты.
Статья 401. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
- жилой дом;
- квартира, комната;
- гараж, машино-место;
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства;
- иные здание, строение, сооружение, помещение.
2. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
3. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
В Налоговом Кодексе прописали порядок определения налога с подаренной квартиры
В Налоговом кодексе появится новая статья 214.10. В ней подробно изложен порядок определения налогооблагаемой базы дохода, который человек получает от продажи недвижимости, в том числе при общей совместной или долевой собственности.
Кроме того, четко сформулировано как определяется доход гражданина, если он получил недвижимость в подарок. Речь в данном случае идет о тех одаряемых, которые не являются близкими родственниками дарителям. (А мы помним, что в соответствии с п. 18.1 ст 217 НК РФ близкими родственниками, освобожденным от уплаты налога являются дети, родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, внуки, супруги).
Но при дарении между лицами, не являющимися близкими родственниками (до введения данной нормы) возникал вопрос: с какой стоимости дара надо брать налог: с кадастровой стоимости, рыночной или той, которая определена сторонами в договоре дарения?
С нового года такой доход будет считаться только по кадастровой стоимости объекта.
Вступили в силу поправки в НК РФ в отношении НДФЛ при продаже квартиры с детскими долями, выделенными из-за маткапитала
Сейчас очень распространена ситуация, когда жилье приобретается в ипотеку, которая потом погашается средствами материнского капитала. Причем, чтобы направить средства маткапитала на погашение кредита, в ПФР необходимо предоставить нотариальное обязательство: оформить после того, как ипотека будет прекращена, квартиру в общую долевую собственность всех членов семьи — супругов и детей.
Но в таком случае, продать квартиру сразу после выплаты кредита, не заплатив при этом НДФЛ, не получится. Ведь у детей, ставших сособственниками в следствие выделения им долей, минимальный срок владения не истёк️
Получается, что в случае продажи такой квартиры, граждане обязаны заплатить налог. Сегодня уменьшить его можно лишь на сумму имущественного налогового вычета в размере их доли от 1 млн руб.
С нового года для тех, кто использовал #маткапитал, появилась возможность уменьшить доход от продажи доли, оформленной таким образом в собственность ребенка, на размер тех расходов, которые понесли родители на ее приобретение. Это нововведение позволит значительно уменьшить или совсем исключить НДФЛ при продаже квартиры в таком случае.
Статья 406. Налоговые ставки
1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
2. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:
1) 0,1 процента в отношении:
- жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
- объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
- единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
- гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
- хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
3. Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
4. В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) | Ставка налога |
До 300 000 рублей включительно | До 0,1 процента включительно |
Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно | Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно |
Свыше 500 000 рублей | Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно |
5. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:
- кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);
- вида объекта налогообложения;
- места нахождения объекта налогообложения;
- видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.
6. Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится:
- в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения — по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи;
- в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения — по налоговой ставке 0,1 процента в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 рублей включительно и по налоговой ставке 0,3 процента в отношении остальных объектов.
УСН
Начиная с отчетности за 2021 г. применяется обновленная форма декларации по УСН. Новый бланк утвержден Приказом ФНС от 25 декабря 2020 г. № ЕД-7-3/958. В него среди прочего добавили поля для отражения повышенных лимитов и ставок УСН, нового кода для отражения ставки налога.
С 1 января 2022 г. субъекты МСП должны сдавать статистическую отчетность только в электронном виде.
Минэкономразвития утвердило новый коэффициент-дефлятор для работы на УСН в 2022 г. (Приказ от 2 октября 2021 г. № 654). Организациям нужно учитывать следующие ограничения по суммам полученных доходов:
- 116,1 млн руб. – для перехода на УСН с 2022 г. (проверяется доход за 9 месяцев 2021 г.);
- 164,4 млн руб. – для применения в 2022 г. УСН со стандартными ставками налога;
- 219,2 млн руб. – для применения в 2022 г. УСН с повышенными ставками налога.
Если доход организации на УСН в 2022 г. будет более 164,4 млн руб., но не превысит 219,2 млн руб., будут применяться повышенные ставки налога – 8% (вместо 6%) и 20% (вместо 15%).
Налог на прибыль.
Федеральным законом № 325 ФЗ от 29.09 2019 внесены изменения в ст. 256 НК РФ. Пункт 3 данной статьи содержит перечень объектов, которые исключаются из состава амортизируемого имущества в целях применения гл. 25 НК РФ. В частности, в этом пункте указаны основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование, за исключением основных средств, переданных в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством РФ. Абзац, содержащий данное положение, с 1 января 2020 года исключен из п. 3 ст. 256 НК РФ. При этом ст. 270 НК РФ дополнена новым положением (применяется с 1 января 2020 года), предусматривающим, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм начисленной амортизации по основным средствам, передаваемым налогоплательщиком в безвозмездное пользование, за исключением передаваемых (предоставляемых) в безвозмездное пользование, если такая обязанность налогоплательщика установлена законодательством РФ.
Также 1 января 2020 года вступят в силу новые правила определения срока полезного использования при расконсервации объекта основных средств. Действующей редакцией п. 3 ст. 256 НК РФ установлено, что при расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, который применялся до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации. Федеральным законом № 325 ФЗ от 29.09 2019 слова «, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации» исключаются. При расконсервации, завершении реконструкции (модернизации) объекта основных средств амортизация по нему начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла его расконсервация или завершилась реконструкция (модернизация) (п. 7 ст. 259.1 НК РФ).
С 1 января 2020 года налогоплательщик вправе менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет (ст. 259 НК РФ в редакции Федерального закона № 325-ФЗ). Действующая сейчас редакция ст. 259 НК РФ устанавливает, что изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом сказано, что налогоплательщик вправе переходить с нелинейного на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.