Результат инициативы
Когда в 2017 году законопроект об отмене тайны прошел в Госдуме в первом чтении, финансовый мир России замер в ожидании. Считалось, что он уже окончательно станет действовать с 1 января 2018 года, однако свое слово здесь высказал Минфин РФ. Они прямо указали на то, что закон может вызвать серьезные риски в экономической отрасли, которые впоследствии просто приведут к образованию коллапса, поскольку бизнесмены, особенно те, что занимаются малым и средним бизнесом, попросту откажутся от услуг аудиторов, ибо информация станет открытой. Сейчас законопроект находится в замороженном состоянии, пока власти пытаются его серьезно доработать.
Страхование профессиональной ответственности аудитора
Закон об аудиторской деятельности устанавливает, что при проведении обязательного аудита компания обязана страховать риск ответственности за нарушение договора (ст. 13 Закона об аудиторской деятельности). Соответственно, в договоре заказчик и аудиторская компания вправе сами определить понятие и уровень ответственности. На сегодняшний день у многих ведущих российских компаний профессиональная ответственность аудитора застрахована. Лимит ответственности по каждому страховому случаю аудиторская компания устанавливает сама, учитывая статус и возможные риски обслуживаемых предприятий.
Так что будущим клиентам аудиторских организаций будет не лишним поинтересоваться, застрахована ли профессиональная ответственность аудиторов.
Если аудиторская организация страхует свою профессиональную ответственность за нарушение условий договора, убытки от штрафа будет оплачивать страховая компания. У аудиторов же необходимо поинтересоваться наличием договора страхования и его содержанием.
Историческая справка
Прежде чем переходить к рассмотрению вопроса о том, что же является аудиторской тайной, следует предварительно понять, что в историческом аспекте привело к ее появлению.
Сами по себе аудиторы в современном понимании этого слова впервые появились только в Англии 19 века. Датой появления этого института принято считать именно 1844 год, хотя пользовались люди для проверки финансовой деятельности предприятий еще раньше. Но именно в этом году вышел закон об акционерных компаниях, который впервые в истории юридически закрепил то, что ежегодно правлению предприятия должен подаваться отчет, который проверяется независимым специалистом, а именно аудитором.
Постепенно институт аудиторства начал разрастаться, поэтому сейчас на территории России действует несколько тысяч небольших фирм, оказывающих подобные услуги. Все они должны действовать, опираясь в первую очередь на соблюдение тайны. Аудиторская тайна — это обязанность аудиторов не разглашать полученные в ходе проверки сведения, кроме случаев, когда это надлежит сделать по закону.
Виды ответственности
Нарушение аудиторской тайны наказуемо, однако виды ответственности за такое правонарушение могут быть совершенно разными:
- Гражданско-правовая ответственность налагается в тех случаях, когда идет речь о причинении вреда — достаточно часто материальном. Для того чтобы наложить подобный вид ответственности, пострадавшему лицу потребуется обратиться в арбитражный суд. Если судья вынесет положительное решение, то с аудитора будет взыскиваться вся сумма причиненного ущерба, а дополнительно к этому штраф. Практически всегда эта ответственность рассматривается в тех случаях, когда были разглашены регистры бухгалтерского учета.
- Административная ответственность также может быть наложена на нарушителя. Достаточно часто в виде наказания назначается штраф, предписание или выход из организации аудиторов на срок в 180 дней. Когда аудитор исключен из саморегулируемой компании, он попросту не может осуществлять свою деятельность на территории РФ.
- Наиболее тяжкой мерой наказания является уголовная ответственность. Она назначается по статье 202 УК РФ. Обычно в качестве наказания положен штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей, а в качестве альтернативной меры — лишение свободы на срок до 3 лет. Стандартно наказывается подобным видом ответственности аудитор, который превысил свои полномочия с целью получения личной выгоды, причем его действия при этом нанесли предприятию сильный вред.
Ответственность за разглашение аудиторской тайны
Ответственность за разглашение аудиторской тайны может быть разной. Рассмотрим виды ответственности:
- Гражданско-правовая. Данная форма ответственности накладывается в случае причинения вреда. Вред может быть в том числе материальным. Для того чтобы наложить гражданско-правовую ответственность на виновное лицо, требуется обратиться с иском в арбитражный суд. При этом с аудиторской компании или с индивидуального аудитора взыскивается вся сумма причиненного ущерба. К данной сумме прибавляется штраф, оплата за осуществление перепроверки. Компенсация ущерба выплачивается на основании статей 15 и 393 ГК РФ. В эту категорию также входит ответственность за разглашение коммерческой тайны, регламентируемая статьей 183 УК РФ. Также ответственность накладывается за разглашение регистров бухучета на основании ФЗ №402 «О бухучете» от 6.12.2011.
- Административная ответственность. Это может быть выплата штрафа, выход из саморегулируемых организаций. В ФЗ №307 прописана конкретная ответственность, которую несет лицо, нарушившее аудиторскую тайну. Это может быть предписание, выход из саморегулируемой организации, письменное предупреждение о недопустимости разглашения информации, наложение штрафа. Выход из саморегулируемого объединения может быть временным (на 180 дней). Аудитор, исключенный из саморегулируемой компании, не может проводить аудит, предоставлять рекомендации по аудиту, заключать соглашения на проведение проверки.
- Уголовная ответственность. Это наиболее тяжкая мера ответственности. Регулируется она статьей 202 УК РФ. На ее основании на виновное лицо накладывается штраф в объеме 100 000-500 000 рублей. Альтернативная мера – лишение свободы до 3 лет. При повторном правонарушении виновное лицо может лишиться свободы на срок до 5 лет. Если частный аудитор превысил свои полномочия для получения собственной выгоды, из-за чего был допущен существенный вред, накладывается штраф 100 000 – 300 000 рублей. Аудитора также могут арестовать на срок от 3 до 6 месяцев или лишить свободы на срок до 3 лет с запретом заниматься аудитом на протяжении еще 3 лет.
Также к аудитору могут быть применены эти статьи:
- Статья 316 УК РФ. Регламентирует ответственность за укрывательство преступлений. Статья предполагает штраф в размере до 200 000 рублей или в размере зарплаты или прочего дохода аудитора за промежуток 18 месяцев. Альтернативная мера наказания – арест от 3 до 6 месяцев или тюремное заключение на срок до 2 лет.
- Статья 199 УК РФ. Регламентирует ответственность за уклонение от выплачивания налогов. Данная статья может применяться в том случае, если аудитор дает рекомендации, способствующие неуплате налогов. Предполагает штраф в объеме 100 000 – 300 000 рублей или в размере заработка аудитора (в этом случае отчисления выполняются на протяжении 1-2 лет). Альтернативное наказание – тюремное заключение на срок до 2 лет, запрет на занятие аудиторской работой на срок до 3 лет.
Аудиторское правонарушение может также регламентироваться локальными актами. Аудиторская тайна – обязательная часть этики специалистов, осуществляющих проверку. Как правило, аудитор, разгласивший конфиденциальные сведения, больше не будет заниматься своей деятельностью
Компании, обращающиеся за проверкой, не стремятся к разглашению важной информации о деятельности. Поэтому репутация в аудиторской деятельности крайне важна
Спорные места в законодательстве
Согласно закону, налоговые органы имеют право запрашивать у аудиторских компаний сведения, касающиеся непосредственно налоговых вопросов. Многие люди, в том числе аудиторы, недовольны этим. Из-за этого пункта закона компании могут не доверять аудиторским организациям.
ВАЖНО! Государственные органы имеют лишь ограниченный доступ к материалам проверки аудиторов. То есть запрашиваться могут далеко не все сведения
Понятие и сущность аудиторской тайны
Внешние аудиторы осуществляют свою деятельность в рамках федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008. Этим нормативным актом предусматривается обязанность компаний и предпринимателей, занимающихся аудиторской деятельностью либо оказывающих сопутствующие услуги, сохранять от несанкционированного доступа часть информации о других субъектах хозяйствования, которая становится известна в ходе выполнения проверок.
Любые сведения и документация, принадлежащие проверяемой компании, а также документы, оформляемые в ходе контрольных мероприятий самими аудиторами, составляют аудиторскую тайну.
Законодательство также определяет, какие сведения не являются аудиторской тайной:
- данные о проверяемом субъекте хозяйствования, которые находятся в свободном доступе и распространены их владельцем;
- факты заключения соглашений на проведение аудиторских и сопутствующих мероприятий;
- стоимость услуг аудитора.
Сохранять конфиденциальную информацию клиентов должны не только компании и ИП, но и их наемный персонал, участвующий в аудиторских мероприятиях.
Правовой режим аудиторской тайны относит эту группу конфиденциальной информации к разряду профессиональных тайн, так как доступ к ней появляется у внешних проверяющих после заключения договора на предоставление услуг, согласно которому они должны выполнять определенные обязанности. При работе с документами заказчика и составлении отчетности по результатам мероприятий необходимо соблюдать определенные правила по защите информации от несанкционированного доступа и дальнейшего архивного хранения таких данных.
Срок хранения аудиторских данных неограничен.
Это правило предполагает, что даже после окончания действия договора аудиторы не имеют права раскрывать полученные сведения. Если владельцу информации будет нанесен ущерб, то для компании и виновных в разглашении сотрудников наступает ответственность и обязанность возместить причиненный вред.
Что предшествует заключению договора
К числу типичных процедур в рамках подготовки проверяемого предприятия и аудитора к заключению договора относится информационный обмен (отправка и прием различных сообщений в письменном или электронном виде, телефонные переговоры или переговоры с помощью сервисов для видеозвонков) сторон, при котором:
- хозяйствующий субъект направляет аудитору задание по установленной форме, а тот — сообщает о готовности его выполнить;
- устанавливаются цели проведения аудита, базовые условия договора;
- аудитор знакомит будущего заказчика с объемами работы, которую собирается провести, сообщает о ее стоимости (и обосновывает ее при необходимости).
Рассмотрим теперь, как заключается договор с аудитором или аудиторской компанией в случае, если предприятие обязано (или приняло решение) проводить аудиторскую проверку, и на каких условиях обычно осуществляется заключение такого договора.
Отмена тайны
В 2016 годы власти серьезно заговорили о том, чтобы внести в Госдуму законопроект об отмене аудиторской тайны. По сути, предполагается, что вследствие этой отмены аудиторы будут обязаны передавать Федеральной налоговой службе все данные, которые были получены ими в результате проверки. Сразу понятно, что подобная инициатива серьезно подорвет доверие организаций к аудиторским услугам, поскольку в некотором роде они станут внештатными сотрудниками Центробанка, ФНС и правоохранительных органов сразу. К слову сказать, подобные действия полностью противоречат сложившейся мировой практике описываемого института, поскольку аудиторы уже не будут в полной мере независимыми, а потому не смогут гарантировать надлежащий уровень проверки, который требуется по существующим стандартам.
Что входит в аудиторскую тайну?
Как говорилось ранее, в понятие тайны входит любая информация, которая была получена проверяющим в результате осуществления своей деятельности. Обычно все полученные сведения отображается в следующих документах:
- Аудиторской программе, а также документах, которые содержат план проверки. Нельзя также разглашать любые записи, которые содержат в себе характер и объем проведенных аудиторских мероприятий.
- Любые сведения об исследованиях систем бухучета.
- Копиях учредительных и иных юридических документов, которые имеются у предприятия.
- Исследованиях хозяйственного характера проведенных операций, а также тенденций деятельности фирмы.
- Переписке с экспертами, которых требовалось привлечь для полноценного аудита.
К тому же под запретом разглашение любых документов, которые имеют в себе сведения о текущем экономическом состоянии компании.
Законодательная база
Для решения правовых вопросов, связанных с аудиторством, а если быть точнее, аудиторской тайной, существует специальный закон. Он был принят 30.12.2008 под номером №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
Особое внимание для понимания вопроса следует обратить именно на статью 9 закона — именно в ней подробно разъяснено, что же именно понимается под аудиторской тайной, перечислено, что же именно в нее входит. Также прописана возможность потребовать возмещения убытков от аудитора, который нарушил тайну, разглашая полученные сведения в том порядке, что непосредственно указан в законодательстве России
Ответственность за несанкционированное разглашение аудиторской тайны
Поскольку информация, которая является аудиторской тайной, ограничена в распространении, виновных в нарушении конфиденциальности физ. лиц и субъектов хозяйствования можно привлечь к ответственности.
При этом доступ к аудиторской тайне у них должен возникнуть в силу профессиональной деятельности либо договорных отношений.
Сотрудников, которые работают в аудиторской фирме можно наказать за разглашение данных дисциплинарно, заставить возместить ущерб в рамках гражданского иска, оштрафовать либо лишить свободы (УК РФ, ст. 202).
Поскольку в рамках проводимых проверок у аудиторов возникает доступ к другим видам конфиденциальной информации и обязанность соблюдать режим нераспространения в их отношении, сотрудников фирмы, выполняющей проверку, можно привлечь к ответственности и за разглашение этих данных.
Например, к таким видам сведений можно отнести персональные данные, коммерческую, налоговую и другие виды тайн.
Субъекты хозяйствования, осуществляющие аудиторское обслуживание, за нарушение аудиторской тайны могут быть привлечены к гражданско-правовой и административной ответственности в виде возмещения ущерба собственнику информации и штрафа, а также лишены лицензии на оказание таких услуг.
Аудиторы в ходе своей деятельности получают доступ к разного рода конфиденциальной и охраняемой информации других лиц. Им вменяется в обязанность не разглашать такие данные. Любая документация как полученная в ходе заказанных проверок, так и составленная по их итогам является аудиторской тайной. Нарушить режим ее сохранения можно только в строго определенных законодательством случаях. Несанкционированное разглашение такой информации может привести не только к обязанности возместить ущерб собственнику сведений, но и к отзыву лицензии на аудиторскую деятельность. Кроме того, при выявлении фактов передачи информации без разрешения закона или владельца данных, может существенно пострадать репутация аудиторов, что может повлечь за собой прекращение деятельности компании-нарушителя из-за отсутствия доверия к ней и клиентов.
Особенности составления договора, касаемые взаимоотношений с клиентом
Согласно полученному опыту, больше всего времени уходит на первичную проверку клиента в сравнении с последующими. Это происходит по причине дополнительных временных затрат аудитора, направленных на знакомство с деятельностью клиента. К тому же при первом аудите приходится затрачивать больше внимания на изучение документации. Однако аудитор чаще всего не в состоянии на этом этапе увеличить стоимость своих услуг ради увеличения шансов на получение нового заказа.
Чтобы усилить независимость аудитора от клиента желательно прописать в договоре условия предоплаты заказчика аудиторской фирме.
Замечание 1
Часто в практике аудиторов фигурирует предоплата от 50 до 100%, однако такой размер неприемлем по Кодексу этики МБФ в связи с нарушением интересов клиента, которого вынуждают быть зависимым от аудитора.
Чтобы этого не произошло в договоре желательно разбитие аудиторских услуг на этапы (они могут распределяться по полугодиям или кварталам). В этом случае каждый этап оформляется и оплачивается отдельно.
Заказывающий аудиторские услуги полностью ответственен за весь недоброкачественный материал, представленный к проверке.
Договор предусматривает риски незавершения работ по случайным причинам или их ухудшения или иного форс-мажора.
Отдельным пунктом в договоре должна прописываться ответственность за несоблюдение конфиденциальности.
Каковы последствия рассмотренных новшеств?
В ходе обсуждения данного законопроекта были высказаны опасения о том, что реализация новых положений может привести к снижению востребованности аудиторских услуг и в первую очередь услуг, оказываемых мелкими и средними аудиторскими организациями. Например, велика вероятность того, что истребованная документация (информация) может быть представлена аудитором некорректно или содержать ошибочное суждение последнего, что может быть использовано налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля.
Кроме этого, было указано на такие возможные негативные последствия принятия законопроекта, как:
-
ухудшение качества представляемой в налоговые органы налоговой отчетности вследствие сокращения использования услуг добровольного аудита и других сопутствующих услуг по повышению эффективности деятельности организаций;
-
снижение полноты раскрываемой перед аудиторами информации (с возможностью ее сведения до уровня документов и информации, представляемой в рамках налогового контроля) и, как следствие, потеря ценности аудита для пользователей финансовой отчетности;
-
снижение уровня доверия к отчетности российских публичных компаний и к заключениям аудиторов.
Одновременно отмечалось, что законодательством РФ о налогах и сборах налоговым органам уже предоставлен широкий механизм действий, обеспечивающий доступ налоговых органов к документам (информации) налогоплательщика, в том числе в рамках проводимых мероприятий налогового контроля. При этом за воспрепятствование в проведении указанных мероприятий предусмотрена налоговая и административная ответственность.
С приведенными опасениями можно только согласиться. Добавим, что законодатель в ст. 93.2 НК РФ использует формулировку «документы (информация)». Если под «документом» понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, то понятие «информация» четко не определено, нет его и в НК РФ. Если под «информацией» понимать любые сведения независимо от формы их представления, то налоговики могут истребовать у аудиторов не только документы, предоставленные налогоплательщиками при аудиторской проверке, но и любую информацию, любые сведения, полученные при проведении данной проверки и имеющиеся у аудитора.
Остается открытым вопрос о том, где налоговики будут брать сведения о проведенных аудиторских проверках. Если сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, то по добровольному аудиту подобного реестра нет. Поскольку далеко не все налогоплательщики подпадают под требование об обязательном аудите, не всегда налоговый орган будет располагать информацией о наличии у такого налогоплательщика договора с аудитором и о его предмете. Можно предположить, что этот вопрос будет урегулирован позднее.
В заключение хотелось бы поднять еще один вопрос – о том, что вступление в силу предлагаемых Федеральным законом № 231-ФЗ изменений предусматривается с 1 января 2019 года без конкретизации того, за какие налоговые периоды у аудиторов могут быть истребованы документы (за налоговые периоды после вступления в силу федерального закона либо за налоговые периоды до его вступления в силу). Напомним, что согласно ст. 13 Федерального закона № 307-ФЗ при оказании аудиторских услуг аудиторы обязаны в том числе обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, на территории РФ, в том числе размещать базы данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, на территории РФ. При оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг аудиторы обязаны обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных или составленных аудиторской организацией и ее работниками, не менее трех лет после отчетного года. Соответственно, в принципе налоговики могут запросить у аудиторов документы (информацию), не полученные у налогоплательщиков в ходе налоговых проверок, и за прошлые периоды. И при наличии соответствующих документов аудиторы должны будут представить их налоговикам.
Заключение договора с аудитором: на что обратить внимание?
Предприятию, обязанному или самостоятельно решившему проводить аудит, следует иметь в виду, что:
- Аудитор должен иметь компетенции в части выполнения аудита по международным стандартам.
Большинство российских аудиторских фирм такие компетенции имеют. Но проверяемой компании имеет смысл удостовериться в их наличии перед началом взаимодействия с исполнителем услуг.
- Аудитор должен состоять в саморегулируемой организации.
Данному критерию аудитор в самом общем случае также будет соответствовать. Но проверить фактическое членство в СРО проверяющей организации заказчику ее услуг все же полезно.
- Аудитору желательно иметь в штате работников, у которых есть единый квалификационный аттестат.
Если заказчик аудиторских услуг имеет статус общественно значимого предприятия — в соответствии с критериями, определенными федеральным законодательством — то он вправе заказывать такие услуги только у аудиторов с таким аттестатом. Сам факт его наличия говорит о высоком уровне компетенций аудиторской организации.
Полезно также убедиться в наличии в структуре аудиторской компании отделов, отвечающих за внутренний контроль. Специалисты, работающие там, призваны обеспечивать своевременную проверку качества выполнения аудиторами полученных от заказчиков заданий.
Желательно, чтобы у аудиторской организации был заключен договор на страхование собственной ответственности: по нему проверяемая организация получит компенсацию в случае, если потерпит убытки вследствие совершения аудиторами ошибок в работе.
Всегда полезно знакомиться с отзывами и рекомендациями предыдущих заказчиков аудиторских услуг — особенно тех, что работают в той сфере, в которой осуществляет деятельность предприятие, планирующее заказывать аудиторские услуги.
Заключение.
Итак, с 2019 года законодатель наделил налоговые органы полномочиями по истребованию у аудиторов полученных ими документов о налогоплательщике. Соответственно, область применения понятия «аудиторская тайна» сузится.
До рассматриваемых новшеств в НК РФ было сказано, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в том числе в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Теперь допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторов документов (информации) в случаях, предусмотренных ст. 93.2 НК РФ.
При этом новая норма не потребовала внесения изменений в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон № 307-ФЗ): в п. 3 ст. 9 «Аудиторская тайна» сказано, что аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные названным законом, за исключением случаев, предусмотренных этим и другими федеральными законами.
Таким образом, была выполнена рекомендация ОЭСР в части обеспечения доступа к информации, а именно обеспечение в налоговых целях доступа к информации, относящейся к категории аудиторской тайны.
Теперь в случае, если документы не представлены налогоплательщиком налоговому органу в установленном порядке, налоговый орган наделяется правом истребовать у аудиторов полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг документы (информацию), служащие основанием для исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, при проведении налоговой проверки или на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.